Отмена ЕНВД для аптек с 2020 года

otmena_envd_dlya_aptek_s_2020_goda.jpg

Похожие публикации

Аптечные организации, ранее применявшие ЕНВД, с 1 января 2020 года будут вынуждены сменить режим налогообложения. Федеральным законом от 29.09.2019 года № 325-ФЗ внесены изменения в гл. 26.3 Налогового Кодекса РФ. Отмена ЕНВД для аптек вызвана изменившейся трактовкой статьи 346.27 НК РФ, запрещающей относить к розничной торговле реализацию маркированных товаров.

Что изменилось в НК РФ для аптек

Несмотря на негативную реакцию большинства аптечных компаний, законопроект о внесении изменений в НК РФ 19.09.2019 г. был принят Государственной Думой, 25.09.2019 г. документ одобрил Совет Федерации, а 29.09.2019 г. закон № 325-ФЗ был подписан президентом РФ В. Путиным.

Новая редакция ст.346.27 НК РФ, вступающая в силу с 01.01.2020, запрещает относить реализацию лекарств, подлежащих маркировке, к рознице (п. 58 ст. 2 закона № 325-ФЗ). Фактически, отмена ЕНВД для аптек с 2020 г. основана на уточнении понятия розничной торговли, сформулированном в абзаце 12 ст. 346.27 НК РФ.

О маркировке

С 01.01.2020 предусмотрена обязательная маркировка всех лекарств. Все производители, продавцы, посредники должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак». До истечения срока годности можно торговать лекарствами без специальной кодировки, если они произведены и введены в оборот до конца 2019 года, за исключением препаратов из перечня Постановления Правительства № 1557 от 14.12.2018, по которым маркировка обязательна с 01.10.2019 (п. 4 ст. 3 закона от 28.11.2018 № 449-ФЗ).

То есть, к 2020 году аптекам придется перестраиваться – постепенно все лекарства будут промаркированы, а все закупки и продажи будут проходить через специальную систему.

Об утрате права на ЕНВД

В новой редакции НК РФ, вступающей в силу с начала 2020 г., указано, что налогоплательщик утрачивает право на «вмененку», если реализует товары, не относящиеся к розничной торговле — изменения в п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ внесены тем же законом № 325-ФЗ. Таким образом, в 2020 г. законодательно закреплена отмена ЕНВД для маркированных товаров. Аптека, работающая на ЕНВД и реализовавшая в 2020 году хотя бы одну упаковку лекарства, подлежащего обязательной маркировке, автоматически теряет право на применение «вмененного» спецрежима с начала квартала, в котором была проведена такая продажа, и переходит на ОСНО.

На какой режим могут перейти аптеки с 01.01.2020 г.:

Если уведомление о переходе на УСН до конца 2019 года не подавалось, то, по умолчанию, после добровольного отказа от ЕНВД с 01.01.2020 г. применяется общая система налогообложения.

Организации и ИП, отказавшиеся от ЕНВД и до 31.12.2019 г. подавшие уведомление о применении УСН, смогут применять с 01.01.2020 г. «упрощенку».

Если аптечное учреждение планирует и далее осуществлять торговлю лекарственными средствами, рекомендуется заранее рассмотреть вопрос о выборе иной налоговой системы с начала календарного года.

Смена режима налогообложения

Отмена ЕНВД с 2020 года для аптек означает переход на иной налоговый режим. Приобретать патент ИП, торгующим лекарствами, смысла нет – законом № 325-ФЗ был внесен аналогичный запрет в части торговли маркированным товаром и в ст. 346.43 НК РФ (п. 59 закона № 325-ФЗ). Поэтому аптекам на ЕНВД придется решить, какое налогообложение выбрать:

общую систему (ОСНО), предусматривающую уплату НДС и налога на прибыль;

Для «упрощенки» в НК РФ установлен ряд ограничений – например, по среднесписочной численности (100 человек), остаточной стоимости основных средств (150 млн руб.), объему выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу (112,5 млн руб.), но большинство аптек вписываются в указанные параметры. Налоговая нагрузка по УСН ниже, чем по ОСНО, а отчетность проще. Подать уведомление о переходе на УСН с 2020 г. нужно в 2019 году, не дожидаясь начала следующего года. Если уведомить ИФНС о переходе позже 31.12.2019 г., то применять «упрощенку» в 2020 году нельзя.

Какие документы необходимо направить в ИФНС

О прекращении применения ЕНВД необходимо сообщить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней с даты перехода на другой режим (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Разработаны специальные формы заявлений для снятия с учета по налогу на вмененный доход (утв. приказом ФНС РФ от 11.12.2012 №ММВ-7-6/941@):

Это важно знать:  Штраф за несвоевременную сдачу ЕНВД в 2020 году

В 2020 году для аптек, переставших использовать «вмененку» с начала года, последний день подачи заявления о прекращении ЕНВД – 15 января 2020 г. (перенос срока связан с новогодними каникулами)

Если фирма решила применять с нового года ОСНО, достаточно заявления ЕНВД-3 или ЕНВД-4, никакие дополнительные документы направлять в ИФНС не требуется.

Для перехода на УСН в связи с отменой ЕНВД для аптек с 2020 года, кроме заявления о прекращении применения ЕНВД, потребуется «Уведомление о переходе на УСН» по форме № 26.2-1, которое следует подать не позднее 31.12.2019 г. (форма утв. приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829).

Таким образом, с 2020 года все аптеки, работающие сейчас на «вмененке», вынуждены будут перейти на другие налоговые режимы. А выбирать удобное налогообложение рекомендуется заранее, чтобы успеть подготовить и вовремя сдать в ИФНС все необходимые документы.

Больше не торговцы

Из-за «Маркировки» и нового закона аптеки могут лишиться статуса предприятий розничной торговли и специальных налоговых режимов

C 1 января 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарственных препаратов и всех субъектов лекарственного обращения. Пока же на добровольной основе продолжается ограниченный экспериментальный период ее внедрения и использования. Этот период «обкатки» выявил немало организационных и технических проблем, но сегодня речь пойдет не о них. Возникла другая проблема, имеющая отношение ко многим участникам фармритейла, — а именно к тем, кто применяет один из специальных налоговых режимов. Скоро может вступить в силу нововведение, согласно которому организации, реализующие товары, подлежащие маркировке, не смогут применять эти модели налогообложения. Речь идет о законопроекте, публичное обсуждение которого проходило с 15 марта по 4 апреля 2019 года на специальном правительственном портале.

Аптека и налоговая математика

Начнем с предисловия, которое поможет понять суть планируемых изменений в законодательстве. Специальные налоговые режимы — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Им посвящена отдельная статья Налогового кодекса РФ — № 18. Согласно части 2 этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся, в частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН, она же «упрощенка»), патентная система налогообложения (ПСН) и др. Добавим, что каждому из этих режимов посвящена еще и отдельная глава Налогового кодекса (главы 26.2, 26.3 и 26.5 соответственно).

Есть обстоятельства, которые важно отметить с самого начала. Во-первых, аптечные организации активно применяют специальные налоговые режимы. То есть число затронутых нововведением участников рынка будет велико. Во-вторых, ввиду особенностей этих режимов их применяют именно малые и средние аптечные структуры, а не крупные сети.

Смысл специальных налоговых режимов в том, чтобы заменить несколько налогов и сборов одной выплатой, а также упростить контакты со взимающими их государственными структурами, что особенно хлопотно и накладно для небольших предприятий. Например, в случае с «упрощенкой» целый ряд налогов, сборов и обязательных взносов (включая взносы на пенсионное и медицинское страхование) заменяются на один налог. Это либо 6 % с дохода, либо 15 % с прибыли, если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов. Аптечные организации, находящиеся на УСН, в подавляющем большинстве своем применяют второй вариант, потому что средняя наценка у них невелика, расходы огромны, и в случае 6 %-ной схемы они просто очень быстро «вылетят в трубу».

Многие из единичных аптек, а также аптечных предприятий, включающих 2–3 аптечных объекта, организованы не юридическими лицами, а индивидуальными предпринимателями (ИП). Так проще вести делопроизводство, платить налоги и т. д. Упомянутую выше патентную систему могут применять только ИП, причем только те из них, у которых не больше 15 наемных работников, а годовой доход не превышает 6 млн руб. В единичных аптечных предприятиях, основанных ИП, большего числа работников и большего дохода обычно и не бывает. У тех, кто работает «на патенте», немало преимуществ: вместо обычных налогов они платят определенный процент (6 %, кроме отдельных случаев) от потенциально возможного дохода, который устанавливается органами власти субъектов РФ; уплачивают также обязательные страховые взносы, но не вносят налоговых деклараций и могут не вести бухгалтерский учет.

В рамках системы ЕНВД налоговая ставка может составлять от 7,5 % до 15 % от налоговой базы, и этот налог также заменяет ряд налогов и сборов. Что касается налоговой базы, то она вычисляется довольно сложным путем, так что в дебри этой налоговой математики мы вдаваться не будем. Те, кто применяет ЕНВД, хорошо о них осведомлены, а для остальных в свете планируемых изменений это сейчас неактуально. Важно другое — разобраться в том, действительно ли аптечные организации не смогут применять специальные налоговые режимы после вступления в силу тех изменений, о которых говорилось в начале статьи.

Отпуск лекарств — больше не розничная торговля

Законопроект под тривиальным названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ…» (далее — «Законопроект») был опубликован для публичного обсуждения 15 марта 2019 года. 4 апреля обсуждение закончилось, и сейчас документ проходит этап подготовки заключения об ОРВ (оценке регулирующего воздействия). После этого его отправят на рассмотрение в Правительство РФ.

Это важно знать:  Образец заполнения форма ЕНВД 2 код по кнд 1112012: форма заявления

В чем же суть предлагаемых изменений? В Налоговом кодексе есть статья 346.27, 12‑й абзац которой содержит определение «розничной торговли». Приведем его (с некоторыми сокращениями).

Розничная торговля — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:

— подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса…;

— товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);

— передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления).

Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле.

То, что отпуск как безрецептурных, так и рецептурных лекарств на сегодняшний день относится к розничной торговле, за исключением тех случаев, когда речь идет о бесплатном/льготном отпуске, мы хорошо помним. Теперь же Законопроект предлагает внести в определение «розничной торговли» — после слов «не относится реализация» — следующий текст:

— «товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками».

Аналогичное изменение планируется внести в подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43, поэтому не будем на нем останавливаться отдельно. Результатом этих изменений, по всей вероятности, станет следующее: с 1 января 2020 г. реализация лекарственных препаратов розничной торговлей с точки зрения закона являться не будет, так как ЛС с этой же даты подлежат обязательной маркировке.

О ЕНВД и патенте можно забыть

Теперь самое главное — почему это изменение приведет к тому, что аптечные организации и ИП, занимающиеся фармдеятельностью, не смогут применять специальные налоговые режимы.

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что пункт 2 статьи 346.43 Налогового кодекса содержит перечисление видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы, а пункт 2 статьи 346.26 — то же самое применительно к системе ЕНВД. В обоих случаях в отдельных подпунктах упоминается розничная торговля, с определенными ограничениями и пояснениями (например, система ЕНВД неприменима, если торговый зал аптеки превышает 150 м2, но такой огромный аптечный зал большая редкость).

Аптечные организации и фармацевтические ИП применяют (пока) эти два налоговых режима именно на основании того, что их деятельность в плане реализации и отпуска лекарственных препаратов и прочих товаров аптечного ассортимента соответствует определению «розничной торговли». И только в той части, в которой соответствует. Например, те аптечные структуры, которые практикуют льготный/бесплатный отпуск (не относящийся на данный момент, как отмечено выше, к розничной торговле), в этой части своей деятельности ЕНВД и ПНС применять не имеют возможности.

С 1 января 2020 г., когда все лекарственные препараты и все субъекты их обращения вольются в систему обязательной маркировки, их реализация/отпуск, согласно новой редакции 12‑го абзаца статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, розничной торговлей считаться не будет, так что ЕНВД и ПНС можно будет, проще говоря, помахать ручкой.

Такое толкование предлагаемых изменений подтверждает пояснительная записка к Законопроекту. В ней есть такой фрагмент: «Предлагается внести изменения в пункт 23 статьи 346.26 и пункт 6 статьи 346.45 Кодекса, устанавливающие, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие единый налог на вмененный доход и (или) патентную систему налогообложения, утрачивают право на применение указанных специальных налоговых режимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Остается «упрощенка»

Иначе обстоит дело с УСН. Условием ее применения не является, в частности, осуществление такого вида деятельности, как «розничная торговля». На «упрощенку» переходят, рассчитывая не превышать количества наемных работников, годовой доход, остаточную стоимость основных средств и др.

Например, средняя численность работников не должна быть больше 100 человек (см. подпункт 3.15 статьи 346.12 Налогового кодекса). А согласно пункту 2 той же статьи, организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на «упрощенку», ее доходы не превысили 112,5 млн руб. Добавим, что эти доходы определяются в соответствии со статьей 248 Кодекса. Остаточная стоимость основных средств, переходящих на УСН, не должна превышать 150 млн руб. Очень многие средние и небольшие структуры фармритейла соответствуют этим требованиям.

Это важно знать:  Есть ли ограничения в 2020 году по выручке при ЕНВД

Следовательно, с 1 января 2020 г. «упрощенка» останется единственным из трех используемых сегодня аптечными организациями специальных налоговых режимов, который они смогут применять и дальше. Что будут делать те, кто работает по системе ЕНВД или находится на патентном налогообложении, пока известно только им самим, да и то не всем. Не исключено, что нововведение приведет к уменьшению количества одиночных аптек, возглавляемых профессионалами, и «расчистке места» для крупных сетевых структур, которые из‑за своих размеров и объемов специальные налоговые режимы не применяют. Вряд ли это является целью инициаторов Законопроекта, но может стать его последствием. Так ли это или нет, покажет начало 2020 года, когда маркировка станет обязательной.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Обязательная маркировка товаров приведет к отмене ЕНВД в 2020 году.

Госдума приняла поправки в налоговый кодекс РФ. В законопроекте предлагается запретить применение единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения в сфере реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Правительство считает, что данные системы налогообложения используются для дробления бизнеса, уход от уплаты налогов, вывода нелегальных средств и разных махинаций.

С 2020 года ЕНВД будет отменен для тех предпринимателей, которые торгуют мехами, одеждой, обувью, лекарствами, сигаретами и другими товарами, попадающими под маркировку. А с 2021 года в планах отменить ЕНВД и патентную системы полностью, т.е. глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и Глава 26.5 «Патентная система налогообложения» в Налогом Кодексе РФ перестанут действовать.

В связи с введением онлайн-касс государство видит объемы выручки предприятия. Поэтому ему выгоднее удерживать налоги не с площади или с кол-ва трудящихся в организации, а именно с объема денежных средств, которые прошли по кассе.

Что делать розничной торговле?

— Необходимо выбрать наиболее подходящий для вас налоговый режим:

-Основная система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 20 %)

-Упрощенная система налогообложения (налог с 6% с доходов)

-Упрощенная система налогообложения (налог с 15% с доходов минус расходы)

ОСН подходит для среднего и крупного бизнеса. Для небольшой розницы ОСН будет дорогой. Например :

ИП , то придется платить: НДС 0%,10%, 20% с выручки; НДФЛ 13%,30% ; Налог на имущество от 0,1% до 4%.

Предприятие , то придется платить: НДС 0%,10%, 20% с выручки; Налог на прибыль — 20% ; Налог на имущество от 2,2% до 4%.

Для небольшой организации выгоднее УСН.

Вопрос какая подходит вам?

-Если у вас высокая наценка на товары, то выгоднее будет применять схему с УСН 6% доходов. Здесь еще возникнет 1% страховых взносов в Пенсионный фонд.

-Если у вас наценка до 50-60%, то выгоднее применять УСН доходы минус расходы. В этом случае расходы нужно будет подтверждать официально, имея всю документацию на расходы предприятия. Оплачивать товар поставщику только с расчетного счета, а не за наличные, чтобы были накладные, счета-фактуры, договоры и т.д. При такой схеме налоговая будет следить строже, чем если бы вы были на ЕНВД. Для данного варианта необходимо будет настроить электронный документооборот в организации.

При работе с маркированным товаром рознице понадобится зарегистрироваться в системе маркировки, обновить товароучетную программу и настроить работу магазина в соответствии с требованиями маркировки.

УСН и критерии ее использования.

Для того чтобы иметь возможность использовать в своей деятельности самый простой из всех режимов налогообложения — упрощенку, юрлицу или ИП необходимо соответствовать ряду определенных числовых показателей (ст. 346.12 НК РФ):

-Численность работающих — не больше 100 человек.

-Остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн руб.

-Доля участия уставном капитале других юр.лиц — не более 25%.

-Лимит по УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (год), — не выше 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Иными важными критериями являются (ст. 346.12 НК РФ):

-Неосуществление определенной деятельности (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В случае если хотя бы один из перечисленных критериев не соблюден, применять УСН нельзя

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

»

Следующая
ЕНВДОбразец заполнения форма ЕНВД 2 код по кнд 1112012: форма заявления

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector