Что не относится к специальным видам налогообложения

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях. Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей, и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Система налогообложения для малого предпринимательства должна основываться на следующих важнейших критериях:

— принцип определенности в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства, это означает, что законодательство обязано быть простым и понятным не только специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки. Поэтому нельзя допускать, чтобы в законе по налогообложению малого бизнеса имели место отсылочные нормы не только к другим законам и подзаконным актам, но и к другим главам НК РФ;

— налогообложение малого бизнеса должно предусматривать замену для этих организаций максимально возможного числа действующих в стране налогов одним налогом;

— систему бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства нужно максимально упростить, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль за формированием налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов;

— система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, с учетом того, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения;

— система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Этого можно достичь лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по сравнению с организациями, работающими в обычном налоговом режиме.

В соответствии с этими принципами и предусматривалось построить систему налогообложения малого бизнеса при разработке главы 26.2 и 26.3 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется на всей территории РФ наряду с общим режимом налогообложения. Использовать преимущества этой системы, предоставляющей налогоплательщикам наиболее выгодные условия обложения доходов как по сравнению с общим режимом налогообложения, так по сравнению с другими специальными режимами налогообложения, могут производители сельскохозяйственной продукции.

Значительный интерес данная система налогообложения вызвала у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку или потребляющих сельскохозяйственную продукцию и планирующих организовать ее производство в своих дочерних предприятиях.

Использование данного специального режима налогообложения позволяет вместо налога на прибыль (налога на доходы), налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость уплачивать единый сельскохозяйственный налог с разницы между доходами и расходами по налоговой ставке 6%.

Следует отметить, что налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога освобождаются не только от обязанности по уплате ряда вышеуказанных налогов, но и от обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и расчетов (годовых, квартальных, а иногда и ежемесячных) по этим налогам.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, с указанием размера доходов за девять месяцев текущего года.

Предусмотрены два объекта налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Следует изучить методику формирования налоговой базы и порядок исчисления налога, знать их особенности в зависимости от применяемого объекта.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (346.18).

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

Это важно знать:  Налоговый вычет за секции и учебу ребенка в 2020 году

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Единый налог на вмененный доход построен на принципиально иной основе, чем абсолютное большинство других налогов, входящих в российскую налоговую систему.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход обязательна в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли; услуг общественного питания; автотранспортных услуг; распространения и размещения наружной рекламы.

Рекомендуется изучить понятия, характерные для понимания сущности и порядка исчисления налога (ст. 346.27).

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

При изучении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями глав 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 НК РФ.

Специальные режимы налогообложения

Специальные режимы налогообложения

Похожие публикации

Налоговое законодательство устанавливает не только федеральные, региональные и местные налоги, но и специальные налоговые режимы — НК РФ выделяет их в отдельный раздел VIII.1. О том, что это за режимы, в чем их различие и особенности, расскажем в нашем материале.

Понятие и виды специальных налоговых режимов

Любая налоговая система представляет определенный порядок взимания налогов с налогоплательщиков. Все системы в целом можно разделить на два типа: общий и специальные.

Специальный налоговый режим — это система налогообложения, предусматривающая особую процедуру исчисления и уплаты налогов, отличную от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом. Характеристики этого налога для каждого из спецрежимов имеют свои особенности.

Спецрежимы налогообложения вводятся с целью создания более благоприятных условий для определенных отраслей, а также для стимулирования малого и среднего предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку.

Согласно перечня п. 2 ст. 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся:

  • УСН, или упрощенная система налогообложения, предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения – «доходы» и «доходы за вычетом расходов» (гл. 26.2 НК РФ),
  • ЕНВД, или единый налог на вмененный доход, когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений (гл. 26.3 НК РФ),
  • ЕСХН, или единый сельхозналог, применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции (гл. 26.1 НК РФ),
  • ПСН, или патентная система, требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок (гл.26.5 НК РФ),
  • СРП, или система при выполнении соглашений о разделе продукции – применяемая предприятиями, занимающимися добычей минерального сырья (гл. 26.4 НК РФ).
Это важно знать:  Можно ли получить налоговый вычет за МРТ

Не стоит считать, что разновидностью специального режима является режим особой зоны. Особая экономическая зона может предусматривать применение дополнительных льгот для своих резидентов, применяющих налоговые спецрежимы, но сама видом налогового режима не является.

Хотя к специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения, установленные федеральным законом, субъекты РФ, где эти режимы действуют, могут влиять на условия их применения, устанавливая дифференцированные или пониженные налоговые ставки, вводя льготы по спецналогам и определяя, по каким видам деятельности возможно применение спецрежима в регионе.

Специальные налоговые режимы: общая характеристика

Если общая система налогообложения (ОСНО) доступна всем без исключения, то для применения спецрежимов налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Для каждого режима эти критерии свои, к ним могут относиться: вид деятельности лица, размер его дохода, число сотрудников, доля участия в организации других юрлиц и т.д.

Характеризуя специальные налоговые режимы, кратко отметим некоторые их различия и общие моменты.

Все спецрежимы являются для налогоплательщиков добровольными. Субъекты малого предпринимательства могут работать на любом из них, кроме системы при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – для малого бизнеса этот режим недоступен. Применять патент могут только предприниматели, СРП используют только организации, а все остальные специальные режимы налогообложения доступны как для организаций, так и для ИП.

По виду деятельности ограничений нет только для «упрощенки» (хотя есть исключения), в то время, как остальные спецрежимы могут использоваться лишь для видов предпринимательства, определенных законом.

При УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте специальный единый налог заменяет налог на прибыль (или НДФЛ для ИП), НДС и налог на имущество, кроме налога, определяемого из кадастровой стоимости. При СРП единого спецналога нет, но предусмотрены льготы по ряду иных налогов, вплоть до полной отмены некоторых из них (на добычу полезных ископаемых, транспортный, на имущество и др.).

В зависимости от того, какой разновидностью специального режима является та или иная налоговая система, зависит возможность ее совмещения с ОСНО и другими спецрежимами. Нельзя сочетать с другими режимами СРП. Между собой не совместимы ОСНО, ЕСХН и «упрощенка», но вместе с каждым из этих режимов могут применяться патент или ЕНВД, причем, эти два режима применимы и совместно.

Спецрежимы и другие налоги

Любой специальный режим – это не только уплата единого спецналога. Плательщики транспортного, водного, земельного, на добычу полезных ископаемых и прочих налогов, от которых спецрежим освобождения не дает, перечисляют их в бюджет как обычно, независимо от применяемой налоговой системы. В обычном порядке уплачиваются и местные налоги, госпошлины, сборы и прочие необходимые платежи.

Кроме того, все работодатели, применяющие специальный налоговый режим, должны платить страховые взносы за своих сотрудников и перечислять НДФЛ в качестве налогового агента. Предприниматели не освобождаются от уплаты фиксированных страхвзносов «за себя». Те же, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», или ЕНВД, могут за счет уплаченных в налоговом периоде страхвзносов уменьшить сумму своего единого спецналога.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать понятие и виды специальных налоговых режимов; особенности применения и круг плательщиков системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога); особенности перехода на упрощенную систему налогообложения; особенности специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; особенности применения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • уметь использовать теоретические положения о специальных налоговых режимах для самостоятельного формулирования своей правовой позиции по налогово-правовым вопросам;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом в части специальных налоговых режимов, совокупностью методологических приемов анализа правовой сущности налогово-правовых актов, касающихся применения специальных налоговых режимов, а также навыками самостоятельной работы с юридической литературой по этой тематике.

Понятие и виды специальных налоговых режимов

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах и иными актами законодательства о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой НК (ст. 18 НК). При установлении законодателем специальных налоговых режимов в особом порядке могут определяться обязательные элементы налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, ведь установление данных режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано мотивами стимулирования и улучшения регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов (например, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д.).

В соответствии с положениями НК к специальным налоговым режимам отнесены:

  • • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • • упрощенная система налогообложения;
  • • патентная система налогообложения;
  • • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (применительно до 31 декабря 2017 г.);
  • • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) установлена гл. 26.1 части второй НК, вступившей в силу с 1 января 2002 г. Она ранее вводилась в действие на территории конкретного субъекта законом этого субъекта РФ об едином сельскохозяйственном налоге. Однако установленный правовой режим единого сельскохозяйственного налога не отвечал интересам организаций агропромышленного комплекса, не предоставляя реальных существенных послаблений налогового бремени по сравнению с общей системой налогообложения. Вопреки имевшимся первоначальным прогнозам аналитиков, этот налоговый режим не получил распространения в регионах, поэтому зимой 2003 г. рассматриваемая глава части второй НК была принята в новой редакции, которая действует с 1 января 2004 г.

Это важно знать:  Договор между организацией и физ лицом: налогообложение

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) применяется наряду с иными режимами налогообложения. Переход па уплату единого сельскохозяйственно- го налога или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в уведомительном порядке, предусмотренном НК.

Переход организации па уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает освобождение от обязанности по уплате трех налогов: налога па прибыль организаций (за исключением некоторых доходов); налога па имущество организаций; НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (далее – «таможенный НДС»), и др.).

Переход индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену следующих налогов: налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением некоторых доходов); НДС (за исключением «таможенного НДС» и др.); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Другие налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются перешедшие на уплату этого налога сельскохозяйственные товаропроизводители:

  • – организации;
  • – индивидуальные предприниматели.

При этом сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-Φ3 «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

  • 1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • 2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
    • а) если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;
    • б) если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
    • в) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
  • 3) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, указанным выше в подп. «б» и «в» п. 2.

Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • 1) производители подакцизных товаров;
  • 2) организации игорного бизнеса;
  • 3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – календарный год (до 1 января 2004 г. налоговым периодом был квартал). Отчетным периодом является полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода. Уплата единого сельскохозяйственного налога и авансового платежа по нему производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если плательщик единого сельскохозяйственного налога в установленном порядке, до окончания календарного года уведомил налоговые органы о прекращении им предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, то налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого уведомления о сложении с себя рассматриваемого специального налогового режима.

Налогоплательщики также обязаны по истечении налогового периода подавать в налоговые органы налоговые декларации. Организации представляют их по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели – но месту своего жительства.

»

Следующая
НалогиЧто делать, если налоговая перечислила не всю сумму вычета

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector