Налогообложение специализированных финансовых обществ

До 2014 г. проектное финансирование в России не имело законодательной базы в отличие от зарубежной практики, а регулирование отношений в сфере проектного финансирования можно было охарактеризовать как недостаточное и фрагментарное.

Перечисленные законы не регулировали такие аспекты проектного финансирования, как:

  • • обособление имущества проекта с помощью специализированного юридического лица – проектной компании;
  • • предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам по проекту;
  • • использование будущего дохода, будущих денежных потоков и активов для погашения обязательств перед кредиторами стадии строительства;
  • • коллективная реализация прав кредиторов;
  • • защита и контроль денежного потока проекта.

В связи с недостаточностью правового регулирования проектного финансирования в российском праве российские спонсоры и кредиторы вынуждены обращаться к инструментам зарубежного права для заключения сделок проектного финансирования. Инструменты российского права используются в сделках проектного финансирования в ограниченной степени или не используются вовсе в силу их неконкурентоспособности по сравнению с инструментами зарубежного права.

В Правительстве РФ и Государственной Думе РФ с 2011 г. обсуждался проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации» (в части развития проектного финансирования). Одновременно разрабатывался важный для развития финансового рынка России и законопроект «О секьюритизации».

Основные предложения двух указанных законопроектов легли в основу Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ΦЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон предусматривает введение ряда новых для российского законодательства понятий и инструментов в области проектного финансирования:

  • • специализированные общества (проектные компании – в общепринятой терминологии);
  • • соглашения кредиторов;
  • • новый механизм уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;
  • • новые виды залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав); институт управляющего залогом;
  • • новые виды счетов, обеспечивающих контроль денежных потоков проекта и права кредиторов и акционеров.

Специализированные общества

• Специализированное общество – хозяйственное общество, имеющее определенные цели, предмет и ограничения деятельности, определенные федеральным законом.

Законом вводятся два вида специализированных обществ – специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования.

Целями и предметом деятельности специализированного финансового общества (далее – СФО) являются приобретение денежных требований, а также иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований. Специализированные финансовые общества будут выполнять функции SPV в процессе секьюритизации финансовых активов.

Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования (далее – СОПФ) являются финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем:

  • – приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта;
  • – приобретения иного имущества, необходимого для осуществления (или связанного с осуществлением) инвестиционного проекта;
  • – осуществления эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Ниже в таблице приводится свод функций и операций, которые СОПФ вправе выполнять.

Правовые особенности деятельности СОПФ

Формировать вклады в уставный капитал (оплата акций), в том числе при его учреждении, осуществлять только деньгами Распоряжаться приобретенными денежными требованиями и иным имуществом Привлекать кредиты (займы) с учетом ограничений, установленных уставом специализированного общества Страховать риск ответственности за неисполнение обязательств по облигациям специализированного общества и (или) риск убытков, связанных с неисполнением обязательств по приобретаемым специализированным обществом денежным требованиям Совершать иные сделки, направленные на повышение, поддержание кредитоспособности или уменьшение рисков финансовых потерь специализированного общества

Обеспечивать исполнение обязательств по облигациям специализированного общества помимо залога денежных требований залогом иного имущества, принадлежащего этому специализированному обществу и (или) третьим лицам, а также иными способами, предусмотренными настоящим федеральным законом

Принимать решение об уменьшении своего уставного капитала, в том числе путем приобретения части размещенных им акций (доли в уставном капитале)

Привлекать средства в форме займов физических лиц, за исключением займов, привлекаемых посредством приобретения физическими лицами облигаций специализированного общества

Передавать полномочия единоличного исполнительного органа специализированного общества управляющей компании, являющейся:

  • 1) лицом, контролирующим специализированное общество;
  • 2) лицом, контролирующим первоначальных кредиторов по денежным требованиям, залогом которых обеспечивается исполнение обязательств но облигациям специализированного общества, или лицом, подконтрольным таким первоначальным кредиторам Учредителями СОПФ не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Минфином России

Главная цель создания СОПФ – обособление имущества проекта и использование этого имущества для реализации проекта и предоставления обеспечения кредиторам. Поскольку требования кредиторов по проекту удовлетворяются только за счет имущества проекта, необходимо устранить возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, не вовлеченных в проект. Это достигается ограничением списка сделок СОПФ, которые оно вправе совершать в целях реализации проекта. Совершение СОПФ сделки, не предусмотренной его уставом, не влечет возникновения обязанностей для СОПФ. Это позволяет обезопасить имущество проекта от притязаний со стороны лиц, которые не участвуют в его финансировании или реализации. Использование в наименовании СОПФ слов «специализированное общество проектного финансирования» дает третьим лицам сигнал о том, что их контрагент (СОПФ) может заключать только ограниченный круг сделок.

СОПФ создается только путем учреждения. Устав СОПФ может содержать:

  • 1) случаи и условия, не предусмотренные федеральными законами и при которых объявление и выплата дивидендов (распределение прибыли) специализированного общества не осуществляются, либо запрет на объявление и выплату дивидендов (распределение прибыли) специализированного общества;
  • 2) перечень вопросов (в том числе о внесении в устав специализированного общества изменений и (или) дополнений, об одобрении определенных сделок, совершаемых специализированным обществом), решения по которым принимаются с согласия владельцев облигаций специализированного общества или кредиторов специализированного общества;
  • 3) положение о том, что совет директоров (наблюдательный совет) и (или) ревизионная комиссия (ревизор) в специализированном обществе проектного финансирования не избираются;
  • 4) правила, предусмотренные гл. × и ×I Закона об акционерных обществах, ст. 45 и 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, не применяются к сделкам, совершаемым специализированным обществом проектного финансирования, в соответствии с уставом которого не избирается совет директоров (наблюдательный совет) такого специализированного общества.

Законом предусматривается, что управление СОПФ может осуществляться единоличным исполнительным органом, причем полномочия единоличного исполнительного органа СОПФ могут передаваться управляющей компании, которая должна соответствовать требованиям ст. 153 Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ΦЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а полномочия единоличного исполнительного органа СФО должны передаваться управляющей компании, которая должна соответствовать требованиям ст. 153 указанного Закона.

Управляющей компанией специализированного общества может быть управляющий, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или иная организация, являющаяся хозяйственным обществом, при условии включения указанных организаций ЦБ РФ в реестр организаций, которые вправе осуществлять деятельность управляющих компаний специализированных обществ. Управляющая компания (УК) не может быть лицом, контролирующим специализированное общество или лицом, контролирующим (или подконтрольным) первоначальных кредиторов по денежным требованиям, оформленным в залог по облигациям специализированного общества.

Федеральным законом № 379-ΦЗ определены особенности и порядок банкротства СОПФ и порядок удовлетворения требований кредиторов.

Аналитика Аналитические обзоры

Секьюритизация проектного финансирования

Ирина Долгих, Старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры

В канун Нового Года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 21.12.2013 №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о внесении изменений), предметом которого является комплекс разносторонних поправок в действующее законодательство, в том числе:

▪ п оправки в Основы законодательства о нотариате в части организации нотариальной деятельности и внедрения Единой информационной системы нотариата;

▪ в ведение норм о регистрации залога движимого имущества нотариусом;

▪ дополнение ГК РФ статьями, регулирующими правовой режим номинальных счетов и счетов эскроу;

▪ регулирование правового положения специализированных обществ (специализированных финансовых обществ и специализированных обществ проектного финансирования);

▪ и зменение регулирования правового режима облигаций с залоговым обеспечением;

▪ с пециальное регулирование обеспечения облигаций денежными требованиями.

Вместе с тем, основная цель принятия Закона о внесении изменений – расширение возможности применения механизмов проектного финансирования.

В настоящем обзоре приводится анализ изменений в законодательстве, наиболее важных для сферы государственно-частного партнерства, в частности, касающихся применения новых способов секьюритизации, специализированных обществ проектного финансирования и счетов эскроу в проектах государственно-частного партнерства.

Специализированное общество проектного финансирования

Законопроект вводит в законодательство о рынке ценных бумаг понятие «специализированное общество», являющееся аналогом зарубежного понятия « Special purpose vehicle » ( SPV ) – компании со специальной правоспособностью, созданной с целью привлечения финансирования за счет эмиссии облигаций, обеспеченных активами от приобретенных долговых обязательств (секьюритизация).

В соответствии с поправками специализированное общество проектного финансирования (далее — Общество) представляет собой общество, создаваемое в соответствии с действующим законодательством о хозяйственных обществах, обладающее специальной правоспособностью и максимально защищенное от процедуры банкротства и добровольной ликвидации, целью и предметом деятельности которого является финансирование долгосрочного инвестиционного проекта (более 3-х лет) путем:

▪ приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией или при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ;

▪ приобретения иного имущества, необходимого для реализации проекта или связанного с его реализацией;

▪ эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

С целью обеспечения интересов владельцев облигаций Общество защищено от банкротства путем ограничения круга лиц, обладающих правом инициировать процедуру банкротства, до общего собрания владельцев облигаций (соответствующие поправки вносятся в законодательство о банкротстве).

Уставом специализированного общества проектного финансирования могут быть также предусмотрены дополнительные ограничения правоспособности общества, например, уставом может быть предусмотрен перечень сделок, совершение которых допускается только с согласия общего собрания владельцев облигаций, а также случаи и условия, не предусмотренные действующим законодательством, при которых выплата дивидендов не допускается.

Кроме того, Закон о внесении изменений вводит следующие ограничения в отношении Общества:

▪ оплата акций/долей должна производиться только денежными средствами;

▪ учредителем Общества не может выступать юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства, включенного в «черный список» Министерства финансов РФ;

▪ Общество не вправе производить уменьшение уставного капитала;

▪ добровольная ликвидация Общества возможна лишь с согласия общего собрания владельцев облигаций и т.д.

Поправки касаются также порядка управления Обществом, вводя понятие «общее собрание владельцев облигаций», в компетенцию которого входит принятие решения о добровольной ликвидации, банкротства, замене специализированного общества – эмитента облигаций, одобрению сделок (в случаях, предусмотренных уставом), а также разрешая не избирать в специализированном обществе проектного финансирования совет директоров и (или) ревизионную комиссию.

Ниже приведено сравнение хозяйственного общества в соответствии с законодательством РФ и Специализированного общества проектного финансирования.

Таблица 1. Хозяйственное общество vs . Специализированное общество проектного финансирования

Основание сравнения

Хозяйственное общество

Специализированное общество проектного финансирования

Основы правового регулирования

ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Наименование общества

Должно содержать указание на организационно-правовую форму.

Должно содержать слова «специализированное общество проектного финансирования».

Целевой характер деятельности

Любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, если иное не предусмотрено уставом.

Финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с его реализацией, эмиссия облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Создание

Путем учреждения и реорганизации

Только путем учреждения

Оплата уставного капитала

Денежными средствами и иным имуществом, имеющим денежную оценку

Только денежными средствами

Требование об уменьшении уставного капитала при уменьшении чистых активов

Одобрение крупных сделок и сделок

Органы управления

Наблюдательный совет (опционально)

Общее собрание участников (акционеров)

Наблюдательный совет (опционально)

Общее собрание участников (акционеров)

Общее собрание владельцев облигаций

Исполнительный орган

Полномочия могут быть переданы управляющей компании.

В отношении управляющей компании установлены специальные требования, в т.ч. в целях исключения аффилированности.

Из приведенной таблицы следует, что специализированное общество проектного финансирования представляет собой хозяйственное общество со специальным правовым положением, позволяющее обеспечивать дополнительные гарантии как инвесторам, так и бенефициарам в процессе осуществления финансирования инвестиционных проектов.

Эмиссия облигаций с залоговым обеспечением является одним из основных способов привлечения финансирования специализированным обществом проектного финансирования, и Закон о внесении изменений также определяет правовой режим таких облигаций.

Облигации специализированного общества

Поправки значительно расширяют возможности применения такого инструмента финансирования как облигаций с залоговым обеспечением, расширяя перечень предмета залога, а также позволяя обеспечивать таким имуществом исполнение обязательств по облигациям разных выпусков.

С 1 июля 2014 года в соответствии с новой редакцией статьи 27.3 предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть бездокументарные ценные бумаги, обездвиженные документарные ценные бумаги, недвижимое имущество и денежные требования по обязательствам, в том числе денежные требования, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств. При этом изменение предмета залога по эмитированным облигациям станет возможно в случае, если условия и порядок такой замены были предусмотрены условиями выпуска облигаций.

Ключевые изменения в отношении эмиссии облигаций с обеспечением:

▪ денежные требования, обеспечивающие выплату по облигациям, по общему правилу не должны находиться в обременении;

▪ денежные суммы, полученные от исполнения денежных требований, являющихся предметом залога по облигациям, должны зачисляться на залоговый счет;

▪ эмитент облигаций вправе без согласия владельцев облигаций за счет средств, находящихся на залоговом счете, приобретать денежные требования, аналогичные указанным в условиях выпуска таких облигаций;

▪ эмитент вправе в условиях выпуска облигаций установить очередность исполнения обязательств по облигациям разных выпусков при исполнении обязательств за счет предоставленного обеспечения (например, при досрочном погашении облигаций).

Ограничение по возможности выпуска специализированным финансовым обществом корпоративных облигаций без залогового обеспечения ранее третьего года существования, а также ограничение объема эмиссии облигаций размером уставного капитала общества либо величиной обеспечения, предоставленного ему в этих целях третьими лицами, были устранены Федеральным законом от 29.12.2012 № 282-ФЗ.

Перечисленные нововведения позволяют определить место специализированных обществ проектного финансирования при реализации инвестиционных проектов, в том числе реализуемых на основе механизмов государственно-частного партнерства.

Специализированные общества проектного финансирования как инструмент привлечения инвестиций в ГЧП-проекты

Облигации, эмитированные специализированным обществом проектного финансирования, могут стать серьезной альтернативой более распространенным способам привлечения частного финансирования в проекты государственно-частного партнерства. В частности, в новый формат могут быть переведены инфраструктурные облигации: в результате рассматриваемых нововведений возвратность облигационных займов напрямую увязана с доходностью самого проекта, так как облигации обеспечиваются правами, принадлежащими самому обществу проектного финансирования, для чего предварительно должны быть выкуплены у частного партнера. При этом и частные партнеры освобождаются от дополнительной долговой нагрузки (так как эмитентом является не сам частный партнер, а специализированное общество), а возможность возврата облигационного займа не обременена дополнительными долговыми обязательствами частного партнера и правами третьих лиц, что потенциально повышает интерес инвесторов к применению данного механизма.

Специальный правовой статус общества также является дополнительной гарантией соблюдения интересов инвесторов. Кредиторы общества, в том числе держатели облигаций, будут иметь возможность оспаривать сделки, совершенные Обществом в противоречии с целями и предметом деятельности, что гарантирует целевой характер предоставляемого заемного финансирования. Специальные требования предусмотрены также и в отношении управляющих компаний специализированных обществ, что снимает риски аффилированности управления Обществом как с акционерами, так и кредиторами Общества.

Вместе с тем, перспективы применения рассматриваемого механизма привлечения финансирования имеют определенные особенности применительно к проектам государственно-частного партнерства.

Так, например, механизм выпуска обеспеченных денежными требованиями облигаций оптимально может быть применен в рамках проектов, в которых определен крупный потребитель услуг частного партнера. Заранее определенный «якорный» потребитель и расчет стоимости приобретаемых им товаров (работ, услуг) позволят заблаговременно определить объем обеспечения исходя из объема предполагаемых денежных требований. Таким образом, новый механизм может найти применение в рамках действующего концессионного законодательства, которое ориентировано на получение платежей с потребителей товаров, работ, услуг, являющихся результатом деятельности концессионера.

В случае, если в рамках проекта используется механизм контракта жизненного цикла, при котором оплата товаров, работ, услуг, являющихся результатом деятельности частного партнера, осуществляется государством, механизм привлечения инвестиций через облигации Общества также целесообразен. В этом случае облигации могут быть обеспечены правом требования в отношении платежей государственного партнера по проекту, которые традиционно воспринимаются инвест-сообществом как один из наиболее надежных источников возвратности инвестиций, не обремененный, в частности, рисками спроса на результаты деятельности частного партнера.

Вероятно, еще более широкому применению рассматриваемого механизма будет способствовать распространение контрактов жизненного цикла на большее количество объектов, находящихся в периметре интересов государственных партнеров (соответствующий законопроект настоящее время прорабатывает Минэкономразвития РФ), а также принятие законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства в РФ», в результате чего будут расширены возможности по структурированию финансово-имущественных отношений партнеров, и, соответственно, появится большее количество потенциальных возможностей обеспечить платежи по облигациям .

Стабилизации финансовых отношений участников инвестиционных проектов также будут способствовать новые механизмы банковских расчетов, в частности, возможность применения счета эскроу.

Важной новеллой Закона является счет эскроу (от англ. «escrow»), включенный в ГК РФ в качестве одного из видов банковских счетов. Ранее применение эскроу (и его аналогов) российскими компаниями было возможно преимущественно в рамках трансграничных сделок, структурированных по праву страны, признающей подобную систему расчетов. В частности, по английскому праву, где эскроу получил широкое распространение в сферах контрактов M&A, а также сделок с недвижимостью.

По Закону счет эскроу представляет собой особый счет, открываемый банком (эскроу-агентом) для учета и блокирования денежных средств, полученных от владельца счета (депонента) в целях их последующей передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором между банком, депонентом и бенефициаром.

В то же время для повышения эффективности данного платежного механизма Законом установлены особые правила в отношении депонированных денежных средств:

▪ депонент и бенефициар не могут распоряжаться депонированными денежными средствами до момента возникновения установленных в соответствующем договоре оснований;

▪ зачисление на счет эскроу иных денежных средств депонента (кроме депонируемой суммы) запрещается; и

▪ вознаграждение банка как эскроу-агента не может взиматься из денежных средств, находящихся на счете эскроу.

Таким образом, цель эскроу состоит в обеспечении надлежащего исполнения обязательств сторон по сделкам, отличающимся усложненной структурой взаимных прав и обязанностей. К примеру, в сделках по приобретению бизнеса (контрольного пакета акций) эскроу предоставляет сторонам следующие гарантии. Покупатель может быть уверен, что депонированные средства не поступят в распоряжение продавца до тех пор, пока последний не переведет акции на покупателя и (или) выполнит иные дополнительные обязательства. В свою очередь, продавец, выполнивший свои обязанности, получит причитающуюся ему сумму оплату от эскроу-агента независимо от действий покупателя.

В то же время некоторые специалисты отрицают необходимость данной конструкции, поскольку российскому праву известна модель расчетов через аккредитив, цели которой идентичны эскроу. Вместе с тем, при аккредитиве банк, раскрывающий сумму оплаты получателю, ориентирован исключительно на формальную проверку конкретных документов, заранее указанных в соглашении между банком и плательщиком и не проверяет фактическое наличие каких-либо обстоятельств (например, наличие исполнения по сделке) В случае формального несоответствия денежная сумма возвращается плательщику (учредителю аккредитива), что существенно затрудняет его использование. В эскроу, напротив, стороны вправе установить основание для осуществления банком платежа без обязательной привязки к формальному документу (в том числе, путем указания на какое-либо событие), при этом в качестве бенефициара может быть указано третье лицо (не только сторона контракта, на которую возложены обязательства).

Указанный механизм может использоваться и в сфере государственно-частного партнерства в рамках практически любых сделок как между партнерами, так и между частным партнером и его подрядчиками. Чаще всего в рамках таких сделок предусматривается комплекс взаимных обязательств сторон, исполнение которых поэтапно осуществляется в течение длительного периода времени, и применение эскроу дает дополнительные гарантии контрагентам.

В перспективе эскроу может применяться и в рамках самого консорциума частных партнеров, например, при распределении прибыли от осуществления предусмотренной ГЧП-соглашением деятельности или при предоставлении в зависимости от исполнения обязательств государственным партнером (передать в пользу проектной компании необходимое имущество, обеспечить предоставление государственных гарантий, осуществить выплату платежей за доступность или минимального гарантированного дохода и др.).

Таким образом, принятые поправки в комплексе позволяют оптимизировать процессы привлечения и возврата заемного финансирования при реализации инвестиционных проектов, а также способствуют стабилизации финансово-имущественных отношений их участников.

На наш взгляд, несмотря на то, что принятые поправки, безусловно, имеют существенное значение для реализации многих инвестиционных проектов, применение отдельных инструментов, введенных рассмотренным пакетом поправок не создаст предпосылок для потенциального «бума» ГЧП-проектов в отличие, например, от ожидаемого принятия поправок в концессионное законодательство в части расширения перечня объектов концессионного соглашения и возможности распространения механизма платы концедента на все допустимые объекты концессионных соглашений, или, например, Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Рассмотренный пакет поправок является, скорее, оптимизацией существующих механизмов и в целом свидетельствует о наличии политической воли способствовать дальнейшему развитию инвестиционных проектов в России.

Секьюритизация финансовых активов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 23 декабря 2013 г. был опубликован Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вносит значительное число поправок в ряд законодательных актов, включая Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», Основы законодательства РФ о нотариате. Вносимые изменения направлены на создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала. Новые нормы, вводимые Законом, вступают в силу в период с 1 января по 1 июля 2014 г.

Ниже рассматриваются наиболее важные изменения, вносимые данным законом («Закон»).

1. Новые виды банковских счетов

Закон дополняет главу 45 Гражданского кодекса РФ нормами об открытии, ведении и закрытии новых видов банковских счетов:номинального счета и счета эскроу.

Номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу – бенефициару. Права на денежные средства, поступающие на номинальный счет (в т.ч. и от владельца счета), принадлежат бенефициару (одному или нескольким).

Законом или договором номинального счета с участием бенефициара на банк может быть возложена обязанность контролировать использование владельцем номинального счета денежных средств в интересах бенефициара, а также может быть ограничен круг операций, совершаемых по указанию владельца счета, в том числе путем определения:

  • лиц, которым могут перечисляться или выдаваться денежные средства;
  • лиц, с согласия которых совершаются операции по счету;
  • документов, являющихся основанием совершения операций;
  • иных обстоятельств, позволяющих банку контролировать соблюдение установленных ограничений в совершении операций.

Существенным условием договора номинального счета является указание бенефициара либо порядка получения информации от владельца счета о бенефициаре (бенефициарах), а также основания их участия в отношениях по договору номинального счета.

Не допускается приостановление операций по номинальному счету, арест или списание денежных средств, находящихся на номинальном счете, по обязательствам владельца счета за исключением обязательств, установленных в связи с кредитованием счета банком или оказанием услуг по совершению операций с денежными средствами на счете. Арест или списание денежных средств с номинального счета по обязательствам бенефициара допускается по решению суда. Списание денежных средств допускается также в случаях, предусмотренных законом или договором номинального счета.

Договор номинального счета с участием бенефициара может быть изменен или расторгнут только с согласия бенефициара, если законом или договором номинального счета не предусмотрено иное. При расторжении договора номинального счета остаток денежных средств перечисляется на другой номинальный счет владельца или выдается бенефициару, либо, если иное не предусмотрено законом или договором номинального счета либо не вытекает из существа отношений, по указанию бенефициара перечисляется на другой счет.

Счет эскоу открывается банком (эскроу-агентом) для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором между банком, депонентом и бенефициаром.

Если иное не предусмотрено договором, ни депонент, ни бенефициар не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу. Вознаграждение банка как эскроу-агента не может взиматься из денежных средств, находящихся на счете эскроу, если иное не предусмотрено договором.

Ограничивается зачисление на счет эскроу иных денежных средств депонента, помимо депонируемой суммы, указанной в договоре условного депонирования денежных средств. При возникновении оснований, предусмотренных договором условного депонирования денежных средств, банк в установленный таким договором срок, а при его отсутствии — в течение десяти дней обязан выдать бенефициару депонированную сумму или перечислить ее на указанный им счет.
Право требовать от банка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, имеют как депонент, так и бенефициар.

Если иное не предусмотрено договором, закрытие счета эскроу осуществляется банком по истечении срока действия или прекращения по иным основаниям договора условного депонирования денежных средств. Если иное не предусмотрено соглашением депонента и бенефициара, при расторжении договора счета эскроу остаток денежных средств перечисляется или выдается депоненту либо при возникновении оснований для передачи денежных средств бенефициару перечисляется или выдается бенефициару.

К отношениям сторон в связи с открытием, обслуживанием и закрытием счета эскроу применяются общие положения о банковском счете, если иное не вытекает из существа отношений сторон.

2. Индивидуальные инвестиционные счета

Закон дополняет главу 3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» («Закон о рынке ценных бумаг») статьей 10.3, которая регламентирует порядок открытия, ведения и закрытия нового вида счетов внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг — индивидуальных инвестиционных счетов .

Индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, который предусматривает открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета. Физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг заключает договор на ведение индивидуального инвестиционного счета, если физическое лицо заявило в письменной форме, что у него отсутствует договор с другим профессиональным участником рынка ценных бумаг на ведение индивидуального инвестиционного счета или что такой договор будет прекращен не позднее одного месяца.

Денежные средства, ценные бумаги и требования по договорам, которые учтены на индивидуальном инвестиционном счете, могут быть использованы для исполнения обязательств, возникших только на основании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, или для обеспечения исполнения указанных обязательств.

По договору на ведение индивидуального инвестиционного счета допускается передача клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг только денежных средств. При этом совокупная сумма денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по такому договору, не может превышать 400 тысяч рублей.

3. Правовой статус специализированных обществ

Закон дополняет раздел II Закона о рынке ценных бумаг главой 3.1, содержащей нормы о правовом статусе специализированных обществ: специализированного финансового общества и специализированного общества проектного финансирования.

Целями и предметом деятельности специализированного финансового общества являются:

1. Приобретение денежных требований по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды;

2. Осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований.

Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования являются:

1. Финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем:

a. приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта;

b. приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта.

2. Осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

При этом специализированное общество не вправе:

  • привлекать средства в форме займов физических лиц, за исключением займов, привлекаемых посредством приобретения физическими лицами облигаций специализированного общества;
  • размещать облигации, обеспеченные залогом денежных требований, если такие денежные требования обременены залогом или иными правами третьих лиц, за исключением требований владельцев облигаций других выпусков того же эмитента и требований кредиторов по договорам эмитента, если указание на обеспечение таких требований содержится в условиях выпуска облигаций специализированного финансового общества.

Договором кредитора со специализированным обществом или условиями выпуска облигаций специализированного общества может быть предусмотрено, что требования кредитора или владельцев облигаций, не удовлетворенные за счет средств, полученных в результате реализации заложенных денежных требований при обращении на них взыскания, а в случае предоставления иного обеспечения — за счет такого обеспечения, считаются погашенными.

Законом исключаются либо ограничиваются в действии ряд норм Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ и 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устанавливается, в том числе, следующее:

  • специализированное общество не вправе принимать решение об уменьшении своего уставного капитала, в том числе путем приобретения части размещенных им акций (доли в уставном капитале).
  • Учредителями (участниками) специализированного общества не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
  • специализированное финансовое общество не имеет совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа, полномочия единоличного исполнительного органа специализированного финансового общество подлежат передаче управляющей компании; помимо этого, специализированное финансовое общество не вправе заключать трудовые договоры с физическими лицами;
  • в отношении специализированных обществ не применяются нормы корпоративного законодательства о приобретении и выкупе акционерным обществом размещенных акций, а также о порядке совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
  • запрещается добровольная реорганизация специализированного финансового общества, предусматривается специальный порядок его добровольной ликвидации.

Помимо этого, Законом предусматриваются особенности реорганизации, ликвидации и правового положения специализированных обществ, требования к содержанию их уставов, требования к их управляющим компаниям, особенности проведения процедуры банкротства.

Так, конкурсный кредитор специализированного общества не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного общества банкротом, если осуществление данного права было ограниченов договоре между таким кредитором и специализированным обществом наступлением определенного срока
и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи указанного заявления не наступили.

4. Облигации с залоговым обеспечением денежными требованиями

Закон о рынке ценных бумаг также дополняется статьей 27.3-1, предусматривающей особенности обеспечения обязательств из облигаций залогом денежных требований.

Так, предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только денежные требования, принадлежащие эмитенту таких облигаций. Предметом залога не могут быть денежные требования, обремененные залогом или иными правами третьих лиц. Запрещается последующий залог, за исключением последующего залога требований владельцев облигаций других выпусков того же эмитента и требований кредиторов по договорам эмитента, если указание на обеспечение этих требований содержится в условиях выпуска облигаций эмитента.

Денежные суммы, полученные залогодателем от его должников в счет исполнения обязательств, денежные требования по которым являются предметом залога по облигациям, подлежат зачислению на залоговый счет, банковские реквизиты которого указываются в условиях выпуска облигаций.

Эмитент облигаций с залоговым обеспечением обязан осуществлять учет находящихся в залоге по облигациям денежных требований и зачисленных на залоговый счет денежных сумм или поручить ведение такого учета кредитной организации, в которой открыт залоговый счет. Требования к порядку осуществления такого учета устанавливаются нормативными актами Банка России.

5. Субординирование выпусков облигаций

Изменениями в Закон о рынке ценных бумаг также предусматривается возможность установления различной очередности исполнения денежных обязательств из:

  • облигаций разных выпусков; или
  • договоров, которые заключены эмитентом, и исполнение которых обеспечивается за счет одного и того же обеспечения.

Исполнение обязательств последующей очереди с наступившим сроком исполнения допускается только после надлежащего исполнения обязательств предыдущей очереди с наступившим сроком исполнения.

6. Порядок признания специализированных обществ и ипотечных агентов несостоятельными

Изменениями в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируется процедура признания несостоятельными специализированных обществ и ипотечных агентов.

Заявление о признании специализированного общества банкротом подается представителем владельцев облигаций специализированного общества на основании решения общего собрания владельцев облигаций. Представитель владельцев облигаций признается лицом, участвующим в деле о банкротстве специализированного общества.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве специализированного общества не применяются. Кредиторы вправе предъявить свои требования к специализированному обществу в течение месяца с даты включения сведений о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Требования кредиторов с залоговым обеспечением удовлетворяются в рамках требований кредиторов третьей очереди с особенностями, предусмотренными Законом.

Подача заявления о признании ипотечного агента банкротом, а также рассмотрение дела о банкротстве ипотечного агента производится в аналогичном порядке.

Помимо этого, в случае принятия арбитражным судом решения о признании специализированного общества — эмитента облигаций, обеспеченных залогом, банкротом и об открытии конкурсного производства все обязательства по таким облигациям могут быть переданы другому специализированному обществу с согласия владельцев облигаций путем принятия решения общим собранием владельцев облигаций.

7. Новые требования к раскрытию и учету информации, предъявляемые к кредитным организациям

Изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» налагают дополнительные обязанности на кредитные организации:

  • кредитная организация обязана раскрывать информацию о сделках по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными. Состав такой информации, порядок и сроки ее раскрытия устанавливаются нормативными актами Банка России;
  • кредитная организация обязана вести учет денежных требований, в отношении которых она, не являясь кредитором, на основании договора исполняет обязанности по получению и переводу поступивших от должников денежных средств и (или) осуществляет иные права кредиторов по указанным денежным требованиям (обслуживание денежных требований). Такой учет осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России.

Устанавливается, что кредитная организация не вправе осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, если она не выполняет требования или обязательные нормативы, установленные Банком России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

8. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» («Закон об исполнительном производстве») дополняется статьей 72.1, предусматривающей особенности обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете.

Устанавливается, что обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и не превышающие размера обеспеченного залогом обязательства, допускается только в целях удовлетворения требований по обязательствам, обеспеченным залогом прав по договору банковского счета, а также требований кредиторов, удовлетворяемых преимущественно перед требованиями залогодержателя, при недостаточности у должника иного имущества для полного удовлетворения требований указанных лиц.

Обращение взыскания по долгам должника на денежные средства, находящиеся на номинальном банковском счете или счетах, владельцем которых является должник, не допускается. Обращение взыскания на денежные средства должника — бенефициара осуществляется в общем порядке, установленном статьей 70 Закона об исполнительном производстве.

9. Налогообложение сделок секьюритизации

Посредством внесения изменения в Налоговый кодекс РФ Закон распространяет ранее установленный порядок налогообложения прибыли ипотечных агентов на специализированные общества, а именно:

  • Списание специализированным обществом кредиторской задолженности исключается из случаев, образующих внереализационный доход, если задолженность являлась обязательствами перед владельцами облигаций, выпущенных специализированным обществом;
  • Доходы в виде имущества, которые получены специализированным обществом в связи с его уставной деятельностью, отнесены Законом к числу доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

10. Проведение секьюритиации посредством ПИФ

Предусматривая возможность секьюритизации финансовых активов посредством выдачи инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов («ПИФ»), Закон предписывает, что права требования по денежным обязательствам, в том числе права, которые возникнут в будущем из существующих обязательств или из будущих обязательств, могут входить только в состав активов закрытых ПИФ. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

»

Следующая
НалогиНалоговый вычет опекуну в 2020 году

Это важно знать:  Заявление о применении упрощенной системы налогообложения: бланк 2020 года для ИП
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
28
февраля