+7 (499) 110-92-57  Москва

+7 (812) 490-75-26  Санкт-Петербург

8 (800) 222-78-21  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общая система налогообложения для унитарных предприятий

Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения » организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов… «.

Стратегическая направленность данного фрагмента главы 26.2 НК РФ более чем прозрачна. Таким способом законодатели хотят преградить путь к упрощенной системе налогообложения тем организациям, которые могут быть нарочно созданы путем реорганизации крупных организаций только лишь с одной-единственной целью – уйти под сень льготного налогового климата, предоставляемого главой 26.2 НК РФ. Предусмотрительность, конечно, сама по себе вещь замечательная, но в данном случае процитированная формулировка оказалась несколько неудачной. Попробуем объяснить суть неожиданно возникшей проблемы.

Что могут означать слова » непосредственное участие «?

Такая безбрежно-универсальная формулировка приемлема, пожалуй, в учебнике по экономикс. Но вот для строгого нормативно-правового документа, каковым является Налоговый кодекс и которым налоговый орган может как открыть организации путь в светлое налоговое будущее в виде упрощенной системы налогообложения, так и, наоборот, закрыть ее, легкомыслие непростительное. Видимо, законодатель имел в виду все же » долю в уставном (складочном) капитале » (судя по контексту процитированного текста, речь идет именно о ней), но только почему-то предпочел малопонятный общеэкономический термин, хотя здесь как раз требуется совершенно однозначно трактуемая налогово-юридическая формулировка.

Что следует понимать под словами » других организаций «?

Если непосредственное участие трактовать как долю в уставном (складочном) капитале , то вместо слов другие организации более уместными были бы слова учредители – юридические лица . Строгая формулировка опять же необходима, учитывая стратегическую направленность подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ – ограничить доступ к упрощенной системе налогообложения тем организациям, которые ее не заслуживают.

Более 25% – как быть с этим ограничением организациям со статусом ГУП (МУП)?

Заведомо ясно, что буквальная трактовка подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ может поставить непреодолимый барьер на пути к упрощенной системе налогообложения перед организациями со статусом ГУП или МУП (далее унитарные предприятия). Дело в том, что в соответствии со статьей 114 ГК РФ единоличным учредителем и юридически полновластным собственником унитарных предприятий является уполномоченный орган государства или местного самоуправления [1] , – а следовательно, он же, то есть уполномоченный орган, юридически (формально) владеет всеми 100% уставного капитала.

Но вправе ли мы рассматривать унитарные предприятия как организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов , и тем самым закрыть им путь к упрощенной системе налогообложения?

Вопрос не праздный. Дело в том, что в наше время непросто найти унитарное предприятие, которое не обладало бы богатейшей коллекцией налоговых недоимок, пеней и штрафных санкций, а также могло бы похвастаться сравнительно благополучным финансовым положением [2] . Можно смело предположить, что большинство унитарных предприятий [3] было бы кровно заинтересовано в применении упрощенной системы налогообложения. Вполне возможно, она позволила бы им не только стабилизировать ситуацию с выполнением текущих налоговых обязательств, но и всерьез подумать о возврате накопившихся долгов перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, что абсолютно нереально в рамках общеустановленной системы налогообложения [4] .

Попытаемся обосновать право унитарных предприятий применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ (разумеется, при условии соблюдения ими всех иных ограничений, кроме подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ).

Для хозяйствующих субъектов любых организационно-правовых форм, за исключением имеющих статус ГУП или МУП, доля других организаций в уставном капитале есть величина количественная (варьирующая, переменная): она изменяется как во времени (сегодня одна, завтра уже совсем иная) и пространстве (от нуля до 100%). Для унитарных предприятий доля других организаций (уполномоченного органа) в уставном капитале есть категория качественная (субстанциональная): она не варьирует ни во времени, ни в пространстве.

Организация со статусом ООО или ОАО может благополучно существовать теоретически необозримо долго, в полной независимости от того, как меняется доля участия других организаций в его уставном капитале (при прочих равных условиях, разумеется). В случае унитарных предприятий картина принципиально иная: если внезапно доля (именно доля, а не абсолютная величина) участия учредителя стала иной, то это может означать и означает только одно – то, что данная организация ликвидирована собственником или по решению суда, и она перестала существовать как юридическое лицо. Другими словами, доля учредителя в уставном капитале унитарного предприятия является на свой лад «квантовой» величиной и она a priori не предполагает какого-либо изменения. Она или есть вместе с предприятием и равна 100%, или ее нет тоже вместе с предприятием. Кстати, никакого открытия в этой «квантовой» природе уставного капитала унитарного предприятия с нашей стороны нет. Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ, » имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) «, – а следовательно, тем более неделимым является и статусный источник происхождения этого имущества, то есть уставный капитал унитарного предприятия.

Это важно знать:  Налоговая не выплачивает налоговый вычет: как подать жалобу

Таким образом, 100%-ая доля участия других организаций в уставном капитале организации со статусом ООО или ОАО, с одной стороны, и 100%-ая доля участия уполномоченного органа государства или местного самоуправления в уставном капитале унитарного предприятия, с другой – это две совершенно разные вещи. В первом случае это действительно количественный показатель непосредственного участия, во втором же – констатация факта, что организация целиком и полностью находится в государственной (муниципальной) собственности, при этом форма собственности предполагает унитарный (монопольный, абсолютно неделимый) характер.

В случае организации со статусом ООО или ОАО барьер в виде планки 25%, накладываемый подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ, действительно является ограничением на долю в уставном капитале. При известных обстоятельствах данное ограничение может быть преодолено организацией при соблюдении остальных ограничений пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ. Для этого достаточно лишь высшему органу управления обществом найти способ изменения пропорций уставного капитала общества, внести изменения в учредительные документы и тем самым добиться разрешения на применение упрощенной системы налогообложения.

В случае унитарных предприятий ограничение, накладываемое подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ, в действительности проецируется на статус предприятия, на его организационно-правовую форму. Это ограничение не может быть преодолено никем и ни при каких обстоятельствах даже при полном при соблюдении остальных ограничений пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ. Иными словами, применение данного ограничения по отношению к унитарным предприятиям фактически явится ни чем иным, как дискриминацией последних по признаку их организационно-правовой формы.

Никому же, например, не приходит в голову отказывать унитарным предприятиям перейти на уплату единого налога на вмененный доход на том основании, что оно является по своему статусу унитарным. Лишь бы вид деятельности унитарного предприятия не препятствовал этому, да некоторые количественные характеристики предприятия укладывались в установленные главой 26.3 НК РФ рамки. А вот подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ может невольно закрыть доступ к упрощенной системе налогообложения поголовно, всем без исключения унитарным предприятиям. Это произойдет только потому, что барьер в виде 25% уставного капитала, предусмотренный подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ, будет интерпретирован налоговым органом как величина меньшая, чем доля учредителя (уполномоченного органа) в уставном капитале унитарного предприятия.

Как нам представляется, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ должен быть изложен в несколько иной редакции, например, следующей:

14) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на унитарные предприятия при условии, что они не подпадают под остальные ограничения, перечисленные в данном пункте. Данное ограничение также не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;

Если учесть, что кампания по подаче заявлений на применение упрощенной системы налогообложения уже началась и прошла четверть отведенного на это времени (октябрь-ноябрь), то медлить с внесением уточнений в подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 главы 26.2 НК РФ нельзя. В противном случае унитарные предприятия могут оказаться за бортом льготной системы налогообложения. А право на нее, особенно муниципальные унитарные предприятия, заслужили – последнее десятилетие не слишком их баловало.

[1] Правда, на практике все может обстоять иначе. Мне, например, знакомы поразительные примеры:

— в Уставе, поскольку других учредительных документов нет, указано, что предприятие учреждено общим решением трудового коллектива (!) и регионального органа по управлению государственным имуществом, то есть государство в лице данного регионального органа вовсе не является единственным учредителем предприятия – оно делит права учредителя пополам с коллективом;

— уставный капитал в размере ХХХХ тыс. неденоминированных руб., зафиксированный в Главной книге и годовом отчете предприятия за 1992г., когда было создано данное предприятие, в последующем неизменно кочевал из баланса в баланс. Но он никем и никогда оплачен не был, хотя такая оплата уставного капитала собственником является обязательным условием регистрации и существования предприятия со статусом ГУП согласно пункту 4 статьи 114 ГК РФ. Уставный капитал был чисто символически принят равным величине уставного фонда, который сложился в соответствии с тогдашними (еще довоенными) правилами ведения бухгалтерского учета.

Надо думать, приведенный мной случай вовсе не единичен. Скорее всего, подавляющее большинство организация, имеющих статус ГУП (МУП), если они хорошенько покопаются в истории своего возникновения, то с удивлением обнаружат поразительные вещи: непонятно как возникший и непонятно кем и когда оплаченный уставный капитал (если вообще оплаченный); спорное право уполномоченного органа управления госимуществом считаться монопольным учредителем и, может быть, не только это.

Это важно знать:  Сумма социального налогового вычета

[2] Впрочем, есть, конечно, и антиподы – подакцизники, например…

[3] Особенно из числа муниципальных предприятий в сфере ЖКХ.

[4] Я мог бы добавить, что унитарные предприятия, которые благодаря специфике их деятельности перешли на уплату единого налога на вмененный доход, буквально сразу же, в течение первого года, заметно улучшили свои финансовые показатели и стали значительно лучше исполнять свои налоговые обязательства.

Общая система налогообложения для унитарных предприятий

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

К числу унитарных предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций [1].

Уставом ГУПа определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:

— имущество, переданное по решению Министерства имущественных отношений РФ:

а) как взнос в уставный капитал унитарного предприятия;

б) на праве хозяйственного ведения;

— имущество, приобретенное предприятием за счет прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности и остающейся в распоряжении предприятия;

— имущество, приобретенное предприятием за счет заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций;

— имущество, приобретенное или созданное за счет средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;

— имущество, приобретенное или созданное за счет целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, дотаций;

— средства, получаемые предприятием в виде бюджетных ссуд;

— доходы, поступающие от участия предприятия в уставных капиталах других организаций;

— доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества; амортизационные отчисления;

— добровольные взносы (пожертвования) юридических лиц.

Государство осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление имущества. Этот контроль связан с проверкой первичных документов и бухгалтерского учета.

В ходе проверки могут быть выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств:

— погашение кредиторской задолженности сверх установленных лимитов капитальных вложений;

— помещение бюджетных средств в банк на депозитные счета;

— использование средств для предоставления межбанковских кредитов;

— покупка свободно конвертируемой валюты;

— отвлечение на другие операции краткосрочного характера;

— отвлечение средств на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, не предусмотренных сводным сметным расчетом;

— оплата проектно-изыскательских работ по другим объектам за счет средств, выделенных для финансирования затрат по данной стройке;

— оплата работ по внеплановым объектам;

— оплата услуг других организаций, не имеющих отношения к затратам по данной стройке (приобретение ГСМ, оплата стройматериалов для текущего ремонта служебных помещений, услуги по регистрации автомобилей заказчика и т. д.);

— оплата страхования сырья;

— пени, штрафы за несвоевременные оплаты и расчеты [16, c.27].

На основании данных проверок об эффективном использовании имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, учредитель принимает решение. Одним из решений может быть изъятие у ГУПа части имущества или всего имущества.

Налогоплательщики, у которых сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 миллиона рублей, за каждый квартал вправе применять кассовый метод. В-четвертых, существенно либерализован механизм принятия к вычету таких расходов, как расходы на рекламу, расходы на добровольное страхование, командировочные расходы. При этом предусматривается новый механизм амортизации имущества — нелинейный, который позволит организациям намного быстрее, чем существовавший раньше линейный способ, списать затраты по приобретению основных средств в уменьшение налогооблагаемой прибыли. И, наконец, для налогоплательщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периода, предусматривается уточненный порядок переноса убытков на будущее.

Это важно знать:  Какие льготы по налогам положены пенсионерам по старости

Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее — плательщики) признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств на балансе унитарного предприятия, применяющего УСН, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций независимо от закрепленного вида права на имущество.

Общая система налогообложения для унитарных предприятий

Налог на добавленную стоимость. На основании статьи 143 НК РФ государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, являются налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость. Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС у ГУП являются операции по:

1) реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав;

2) передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налогообложение вышеуказанных операций НДС осуществляется ГУП по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Кроме того, в соответствие со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ. Это означает, что суммы налоговых вычетов, исчисленных по товарам (работам, услугам), произведенным ГУП, уменьшают общую сумму НДС к уплате. Однако, это происходит только при соблюдении ряда условий, установленных действующим налоговым законодательством.

Налоговым вычетам на основании статьи 172 НК РФ подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ при условии, что:

а) товары (работы, услуги) приняты к учету на баланс налогоплательщика;

б) товары (работы, услуги) оплачены;

в) на товары (работы, услуги) есть счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой НДС.

Отметим, что ГУП, имеющие филиалы и представительства, на основании статьи 174 НК РФ исчисляют и уплачивают НДС по месту своего нахождения без распределения сумм НДС по филиалам и представительствам.

Налог на прибыль. На основании статьи 246 НК РФ государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, являются налогоплательщиками по налогу на прибыль.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль ГУП признается прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налогообложение прибыли ГУП осуществляется по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Отметим, что ГУП, имеющие филиалы и представительства, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения сумм налога на прибыль по филиалам и представительствам.

При этом на основании пункта 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится ГУП по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее филиала и представительства, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти филиалы и представительства.

Налог на пользователей автодорог. На основании пункта 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают:

1) предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

»

Следующая
НалогиНачисление, уменьшение и увеличение налога на имущество физических лиц в Москве

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector