+7 (499) 110-92-57  Москва

+7 (812) 490-75-26  Санкт-Петербург

8 (800) 222-78-21  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Срок рассмотрения жалобы на бездействие налогового органа

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц инспекции подается через эту инспекцию в вышестоящий налоговый орган. Если он не примет решение в срок, указанные действия (бездействие) можно обжаловать в суде.

Вопрос: О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что обращение в соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, направлено по принадлежности в Федеральную налоговую службу.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, в том числе на основании информации, полученной от физических лиц.

Отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговыми органами в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приложения 1 и 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

В силу п. п. 1 и 2 ст. 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 138 Кодекса действия или бездействие должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 139 Кодекса в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц налогового органа, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 140 Кодекса, принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

В случае если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Кодекса, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Действия или бездействие должностных лиц ФНС России обжалуются в судебном порядке (п. 2 ст. 138 Кодекса).

Жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 Кодекса).

Подача жалобы на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц

«Финансовая газета», N 15, 2002

В соответствии со ст.137 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Согласно ст.138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Как правило, рассмотрение жалобы на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в отличие от обжалования в суд (судебный порядок) называют обжалованием в административном порядке. В то же время понятие административного порядка имеет, по меньшей мере, два значения: обжалование во внесудебном порядке и обжалование в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс). Статьей 30.1 этого Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (арбитражный суд). Однако процедура обжалования, установленная указанным Кодексом, имеет ряд отличий от процедуры, установленной НК РФ.

В то же время Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (далее — Регламент), которым установлена процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, а также физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением их к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, Регламентом определена единая процедура рассмотрения жалоб в связи с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения и административной ответственности. Этим, по сути, установленные НК РФ и Кодексом порядки рассмотрения жалоб уравнены.

В соответствии с Регламентом жалоба не подлежит рассмотрению в случаях пропуска срока, установленного для подачи жалобы, отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований; подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика; при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом); а также получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе. Указанные обстоятельства имеют существенное значение для принятия к рассмотрению по существу жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, в том числе постановления о привлечении к административной ответственности, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.

Срок, установленный для подачи жалобы

В соответствии с п.2 ст.139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если налогоплательщик считает, что актом налогового органа ненормативного характера нарушены его права, то моментом, с которого права нарушены, является дата принятия данного акта. В то же время для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на такой акт имеет существенное значение установление дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Именно с этого момента исчисляется определенный ст.139 срок.

Если речь идет о решении, принимаемом в соответствии со ст.ст.101 или 101.1 НК РФ, то следует иметь в виду, что копия такого решения налогового органа вручается налогоплательщику, либо его представителю, либо иному лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Три месяца в этом случае исчисляются с даты вручения такого решения. В то же время если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику либо иному лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, или их представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Это важно знать:  Заявление на зачет переплаты по налогу: образец 2020 года

По общему правилу исчисления сроков, установленному в ст.6.1 НК РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (месяцем признается календарный месяц). Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следует отметить особенности обжалования актов налогового органа ненормативного характера, которые не являются решениями, вынесенными в установленном ст.ст.101 и 101.1 НК РФ порядке, но одновременно, как отмечено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», также могут быть оспорены в порядке, установленном ст.ст.137 и 138 НК РФ. В разъяснениях дан примерный перечень актов налогового органа ненормативного характера, в частности требование, решение, постановление. Как правило, основаниями указанных актов ненормативного характера являются действия должностных лиц налогового органа или решение, вынесенное в определенном ст.ст.101 и 101.1 НК РФ порядке.

В отношении каждого из актов налогового органа ненормативного характера, принимаемого в соответствии с НК РФ, этим Кодексом описаны процедура принятия и порядок доведения до сведения заинтересованного лица принятого в отношении его акта налогового органа ненормативного характера. При соблюдении данного порядка можно говорить о достоверном определении момента, когда лицо узнало или должно было узнать о принятии налоговым органом соответствующего акта ненормативного характера.

Данные акты могут быть отменены в случае нарушения процедуры их вынесения либо признания оснований такого акта необоснованными. В связи с этим при обжаловании производного по отношению к решению, вынесенному в установленном ст.ст.101 и 101.1 НК РФ порядке, акта налогового органа ненормативного характера по основаниям необоснованности такого решения жалоба должна быть подана в трехмесячный срок с момента доведения этого решения до сведения заинтересованного лица.

При обжаловании акта, основанием которого являются неправомерные действия (бездействие), следует иметь в виду особенности исчисления согласно ст.139 НК РФ срока при подаче жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

В то же время акт налогового органа ненормативного характера и действия (бездействие) должностных лиц налогового органа существенно различаются по своей природе. Главное отличие заключается в том, что действия (бездействие), как правило, носят длящийся характер. Если действия (бездействие) являются неправомерными, то такие действия (бездействие) считаются длящимися правонарушениями. Длящееся правонарушение является оконченным с момента его совершения и продолжается до тех пор, пока не будет совершено действие, прекращающее это состояние.

В связи с такой природой неправомерных действий (бездействия) рассматривать установленный ст.139 НК РФ срок в отношении действий (бездействия), нарушающих права плательщика, возможно с двух позиций. Согласно первой позиции, поскольку нарушение прав плательщика продолжается, пока не будет совершено действие, прекращающее неправомерные действия (бездействие), исчисление трехмесячного срока имеет смысл только после совершения действия, прекращающего такие неправомерные действия (бездействие). Следовательно, неправомерные действия (бездействие) можно обжаловать в течение всего времени, пока они длятся, и еще три месяца с момента, когда они будут прекращены правомерным актом или правомерными действиями (бездействием). Согласно второй позиции при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налогового органа следует исходить из того, что длящееся правонарушение является оконченным уже с момента его совершения.

В случае если есть основания полагать, что плательщик не знал и не должен был знать о нарушении своих прав действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа в момент, когда они приобретают неправомерный характер, три месяца следует рассчитывать с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что его права нарушены.

Если налогоплательщик узнает о факте нарушения его прав из направленного ему письма, требования, уведомления и иного акта ненормативного характера, то такой акт налогового органа ненормативного характера, как и действия (бездействие), являющиеся основанием для его вынесения, нарушает права плательщика.

Следовательно, установленный ст.139 НК РФ срок следует рассчитывать с момента получения указанных письма, требования, уведомления или иного акта ненормативного характера.

Если есть основания полагать, что налогоплательщик должен был самостоятельно узнать, что бездействие налоговых органов нарушает его права, в частности при обращении в налоговые органы с заявлением о совершении юридически значимых действий, то установленный для обжалования бездействия срок рассчитывается с момента истечения определенного для осуществления налоговым органом соответствующих юридически значимых действий срока. В любом случае заявитель, пропустивший срок обжалования неправомерных действий (бездействия), должен уметь с учетом изложенного обосновать причины, по которым он считает, что жалоба должна быть принята к рассмотрению, или подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Для восстановления вышестоящим налоговым органом срока для подачи жалобы в случае его пропуска по уважительной причине требуется мотивированное заявление (ходатайство) налогоплательщика в налоговый орган, рассматривающий жалобу. Заявление должно содержать указание на причины, по которым жалоба не была и не могла быть подана в установленный срок, а также документы, подтверждающие изложенное.

Указание предмета обжалования

Указание предмета обжалования является существенным элементом жалобы, без чего обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В то же время законодательство о налогах и сборах не содержит такого требования к содержанию жалобы, как указание обоснований заявленных требований.

Как правило, действия налоговых органов (должностных лиц налоговых органов), которые нарушают права налогоплательщика (налогового агента), носят характер неправомерных либо акт ненормативного характера является необоснованным. Следует иметь в виду, что в вышестоящий налоговый орган могут быть обжалованы акты ненормативного характера (действия или бездействие) только в том случае, когда они нарушают права налогоплательщика (налогового агента). Другими словами, заявитель должен указать на то, что его права нарушены, а также на то, что характер действий налогового органа является неправомерным либо акт ненормативного характера является необоснованным.

С обоснованием заявленных требований непосредственно связано представление заявителем документов в подтверждение соответствующих обстоятельств, а также доводов заявителя. Статьей 108 НК РФ закреплен принцип, согласно которому обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. В связи с этим налогоплательщик, как правило, считает, что он не должен доказывать правомерность своих действий и невиновность в совершении налогового правонарушения, а обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения, должны быть доказаны налоговыми органами. Указанный принцип, по мнению налогоплательщиков, действует также при рассмотрении вышестоящим налоговым органом жалоб на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.

Кроме того, по мнению некоторых исследователей, признание презумпции невиновности означает, что налогоплательщик получает не только право не доказывать свою невиновность, но и права, заключающиеся в том, что он не может быть понужден к даче объяснений или представлению имеющихся у него доказательств. Указанная точка зрения является основанием для неверных выводов о том, какие обстоятельства доказывает налоговый орган, а какие — налогоплательщик. Из неверного понимания данного вопроса происходит непонимание того, какие обстоятельства подлежат обоснованию налогоплательщиком и какие документы следует представить при подаче в вышестоящий налоговый орган жалобы в интересах самого заявителя.

Это важно знать:  Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения

Согласно ст.139 НК РФ к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Следовательно, законодатель оставил за налогоплательщиком право выбора того, какие именно документы представлять вместе с жалобой и представлять ли их вообще. Регламентом определен перечень документов, которые могут быть приложены к жалобе. Этот порядок отличается от установленного Кодексом. Согласно ст.30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу (в этом случае материалы дела в вышестоящий орган (должностному лицу) направляет орган (должностное лицо), которому подана жалоба), которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана также непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Оспаривание бездействий налоговых органов

Автор: Кристина Крученко

Оспаривание бездействий налоговых органов

Взаимоотношения, направленные на защиту законных прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при оспаривании действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц регламентируются частью 1 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) главой 19 «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц», Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) главой 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) главой 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц».

В соответствии со ст. 137 НК РФ правом на обжалование действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица обладает каждое лицо, по мнению которого действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица нарушают его права.

Акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Обжалование бездействий налоговых органов и (или) их должностных лиц вышестоящему должностному лицу (вышестоящий налоговый кодекс).

На стадии обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) существуют некоторые особенности.

В частности, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Кроме того, к жалобе прилагается пакет документов, обосновывающих жалобу.

В случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом (вышестоящим налоговым органом).

В настоящее время в налоговом кодексе отсутствует обязанность по вызову налогоплательщика на рассмотрение жалобы, также не урегулирован вопрос запроса у налогоплательщика дополнительных документов либо пояснений.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Если существует необходимость получения документов (информации) для рассмотрения жалобы у нижестоящих налоговых органов, то указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем) налогового органа, но не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы сообщается в письменной форме не позднее трех дней со дня принятия такого решения заявителю жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. О принятом решении сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в судебном порядке.

Жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц, поданные в суд, разрешаются по правилам, установленным гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством.

Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в арбитражном суде.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ правом для обжалования действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в арбитражном суде обладают граждане, организации и иные лица, которые полагают, что действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Жалоба, поданная в арбитражный суд на действия (бездействие) налоговых органов и (или) их должностных лиц должна соответствовать ст. 199 АПК РФ, а именно в жалобе должны быть указаны:

А) наименование органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия);

Б) время совершения действий;

В) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым действием (бездействием);

Г) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностных лиц;

Д) требование заявителя о признании действий (бездействия) незаконным.

Кроме того, к заявлению об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц прилагается квитанция, подтверждающая направление копии заявления налоговому органу и (или) должностному лицу налогового органа, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Размер государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц для физических лиц составляет 200 рублей, для юридических лиц – 2000 рублей.

В настоящий момент АПК РФ устанавливает возможность предоставления жалобы и приложений к ней в арбитражный суд в электронном виде. Однако в силу ч. 3 ст. 75 АПК РФ арбитражный суд может потребовать представления оригиналов документов либо надлежащим образом заверенных копий. Если для разрешения спора имеет значение лишь часть документа, представляется заверенная выписка из него.

Также стоит отметить, что если налоговый орган и (или) его должностные лица не представит доказательств соответствия оспариваемого совершения действия (бездействия) нормативным правовым актам или устранится от представления доказательств, то спор разрешается в пользу заявителя.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 при принятии арбитражным судом к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

Данное положение получило практическое применение в связи с тем, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному лицу (например, из-за того, что к моменту предъявления иска в суд должностное лицо уволилось из налогового органа). В процессе рассмотрения предъявленного искового заявления арбитражный суд вправе при наличии к тому оснований и руководствуясь ст. 36 АПК РФ привлечь конкретное должностное лицо налогового органа в качестве второго ответчика.

При этом АПК РФ не раскрывает понятие «уважительная причина». Арбитражный суд оценивает по своему внутреннему убеждению факты, явившиеся причиной пропуска срока для подачи жалобы. Однако заявитель жалобы должен документально подтвердить факты, которые он считает основанием для восстановления срока на обжалование.

Это важно знать:  Уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения

Заявление об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев с момента подачи жалобы в арбитражный суд. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, который рассматривает дело до шести месяцев по причине сложности дела, большого количества участников арбитражного процесса.

При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае установления арбитражным судом факта того, что оспариваемые действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. В этом случае в резолютивной части решения должны содержаться:

А) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействия);

Б) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие);

В) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность налогового органа или его должностное лицо совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд также может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Копия решения арбитражного суда направляется в течение пяти дней лицам, участвующим в деле либо выдается нарочно. Также по своей инициативе суд может направить копию решения суда в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Рассмотрение жалобы на действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц в суде общей юрисдикции.

Затрагивая вопрос оспаривания действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностных лиц, стоит разъяснить, что относится к действиям, а что стоит считать бездействием налогового органа и (или) его должностного лица.

К действиям налогового органа и (или) его должностных лиц по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление налогового органа и (или) его должностных лиц, которое не было облачено в форму решения, однако, повлекло нарушение прав и свобод гражданина или организации или создало препятствие к их осуществлению. В частности, к действиям можно отнести выраженные в устной форме требования должностных лиц налоговых органов.

К бездействию относится неисполнение налоговым органом и (или) его должностными лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (например, должностными инструкциями, приказами и пр.). К бездействию со стороны налогового органа и (или) его должностных лиц относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным органом.

Гражданин (организация) вправе оспорить в суде действие (бездействие) налогового органа и (или) его должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Жалоба (исковое заявление) об оспаривании действия (бездействия) налогового органа подается в суд общей юрисдикции по выбору заявителя: либо по месту нахождения самого заявителя, либо по месту нахождения налогового органа, действия (бездействия) которого оспариваются.

Если исковое заявление содержит требование материального характера до 50.000,00 руб. (например, заявитель жалобы просит суд обязать вернуть налоговый орган ранее уплаченную заявителем государственную пошлину), то в этом случае жалоба (заявление) подается мировому судье соответствующего судебного участка. Если к указанным требованиям добавляется требование об обязании или устранении налоговым органом и (или) его должностным лицом действий (бездействия), повлекших нарушения прав и свобод гражданина, то такое заявление подается в районный суд.

Жалоба (заявление) рассматриваются судом в течение десяти дней. При рассмотрении дела по существу суд выясняет имел ли орган полномочия на совершение действия, соблюден ли порядок совершения действий налоговым органом или его должностным лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами. Стоит отметить, что о незаконности оспариваемых действий (бездействий) свидетельствует существенное несоблюдение порядка. Если в ходе судебного заседания судом будет установлено, что поданное заявление является обоснованным, то суд принимает решение об обязании налогового органа и (или) его должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом стоит иметь ввиду, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности совершенных действий (бездействия) (например, нарушены сроки при рассмотрении заявления, не соблюдена форма ответа, установленная нормативными правовыми актами).

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю налогового органа, действия (бездействия) которого были оспорены либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.

Кроме того, налоговый орган и (или) его должностное лицо сообщает в суд и гражданину об исполнении решения суда не позднее чем через месяц со дня получения решения.

Согласно ст. 138 НК РФ действия (бездействия) налоговых органов и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом действующее законодательство не исключает возможности одновременной подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд.

Однако стоит помнить, что не всегда судебный порядок разрешения конфликта между налогоплательщиком и налоговым органом имеет преимущество. Досудебное урегулирование имеет такие плюсы, как упрощенный порядок подачи жалобы, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины, короткий срок рассмотрения жалобы и пр.

Вместе с тем досудебное урегулирование имеет один существенный недостаток – неэффективность. Обжалование действия (бездействия) налогового органа и (или) его должностного лица в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не способствует разрешению спора по существу и воспринимается налогоплательщиком как бюрократическая проволочка, отнимающая у последнего финансовые и временные затраты. При этом, анализ арбитражной практики показывает, что если налогоплательщик обращается в суд за защитой своих нарушенных прав, то требования заявителя практически всегда удовлетворяются.

Неэффективность досудебного урегулирования связана с тем, что вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) ориентирован на защиту интересов ведомства, а не прав заявителя. В настоящее время при досудебном урегулировании спора между налоговым органом и налогоплательщиком негласно презюмируется виновность налогоплательщика, что существенно влияет на результат рассмотрения жалобы по существу.

»

Следующая
НалогиСрок перечисления налогового вычета после подачи заявления

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector