+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сроки выставления требований налоговыми органами

В случае не уплаты или не полной уплаты налога уполномоченные органы вправе направить налогоплательщику требование об уплате налога, а налогоплательщик обязан выполнить данное требование.

Требование об уплате налога представляет собой адресованное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пени).

По сроку составления требование об уплате налога может быть составлено:

  • после наступления очередного срока уплаты;
  • после налоговой проверки (камеральной, выездной);
  • после изменения обязанности по уплате налога, сбора.

Основание для составления требования является наличие неисполненной обязанности по уплате налога (недоимки).

Единственным исключением по основанию составления требования является положение НК РФ, согласно которого до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В данном случае требование составляется на сумму санкций вне зависимости от наличия недоимки по налогу.

Требование об уплате налога должно содержать сведения:

  • о сумме задолженности по налогу;
  • о размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
  • о сроке исполнения требования;
  • о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование также может быть передано руководителю (законному или полномочному представителю) организации или физическому лицу (его законному или полномочному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Датой направления требования считается дата передачи требования налогоплательщику или иному обязанному лицу. Дата направления при передаче лично под расписку определяется по фактической дате передачи. При передаче иным способом, подтверждающим дату получения, – это дата получения.

В случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. По шести дней с даты направления заказного письма требование считается полученным.

Срок исполнения требования – это срок, указанный в требовании об уплате налога, в течение которого налоговый орган предлагает заплатить налог на добровольной основе. Срок исполнения обязанности по уплате налога исчисляется с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Установление срока исполнения требования необходимо для своевременного вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке. Указанное решение о взыскании может быть принято не позднее 2 месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.

НК РФ устанавливает два срока направления требования об уплате налога. По общему правилу требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа, направляется ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В случае изменения обязанности по уплате налога или сбора (изменение суммы задолженности, изменение срока платежа) после направления требования об уплате налога должно быть направлено уточненное требование об уплате налога. Например, НК РФ предусмотрена возможность изменения срока уплаты налога при получении отсрочки, рассрочки по уплате налога или сбора. В этом случае, если требование об уплате ранее было направлено налогоплательщику, налоговый орган должен выписать требование об уплате налога и изменить срок его исполнения.

При невыполнении налогоплательщиком требования об уплате налога в установленный срок налоговые органы принимают решение о взыскании задолженности по налогу (сбору) и пени.

Налоговые инспекции ведут учет направляемых требований об уплате налога (сбора) и регистрируют их в специальном журнале

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

В случае если налогоплательщик нарушил срок уплаты налога, то налоговый орган должен составить следующие документы:

1. направить налогоплательщику требование об уплате налога, сбора и соответствующей суммы пени (ст. 69 НК РФ);

В требовании об уплате налога указывается срок его исполнения.

2. принять решение о взыскании налога, сбора и соответствующей суммы пени, которое является основанием для бесспорного взыскания;

Решение о взыскании принимается не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В случае принятия решения после указанного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения.

3. По истечении срока исполнения требования об уплате налога, сбора составить на основании решения инкассовое поручение на списание денежных средств и направить его в банк. Порядок установлен ст. 46 НК РФ.

При нарушении установленной процедуры налоговые органы лишаются права на бесспорное взыскание.

Инкассовое поручение подлежит исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога (сбора, пени) осуществляется с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организации.

Не производится взимание со ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). Для того чтобы взыскать налог за счет средств, находящихся на депозитном счете, налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств на расчетный счет, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога. После получения банком указанного поручения банк не должен продлевать срок действия депозитного договора. При поступлении денежных средств с депозитного счета на расчетный счет, они подлежат перечислению в порядке очереди, установленной гражданским законодательством.

Это важно знать:  Мат помощь на погребение близких родственников: налогообложение

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание на имущество должника – юридического лица при отсутствии денежных средств на счете в банке также производится в бесспорном порядке. Порядок взыскания установлен ст. 47 НК РФ. Документом, на основании которого производится обращение взыскания на имущество, будет являться отозванное из банка инкассовое поручение налогового органа с отметкой банка о его полном или частичном неисполнении.

Налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Взыскание налога, сбора и пени за счет имущества возможно только после применения взыскания за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
  • дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
  • наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;
  • резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
  • дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации;
  • дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • другого имущества.

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.

В случае полного взыскания суммы задолженности пред бюджетом с организации-должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства.

В случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.

В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и если принятые судебным приставом-исполнителем все предусмотренные законом меры по розыску имущества или доходов должника оказались безрезультатными, постановление налогового органа возвращается взыскателю.

Если налогоплательщик – физическое лицо или налоговый агент – физическое лицо в установленный срок не исполнил обязанности по уплате налога, то налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика или налогового агента в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя). Налоговый орган может подать исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Взыскание налога за счет имущества производится последовательно в отношении:

  • денежных средств на счетах в банке;
  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Это важно знать:  Налог от несчастных случаев в 2020 году

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Недоимка

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

500 руб. и более — требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

менее указанной суммы — в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно — направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках — в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества — в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья 70 НК РФ. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)

1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Это важно знать:  Подать документы на налоговый вычет через МФЦ

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.11.2017 N 323-ФЗ.

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 70 НК РФ

В ст. 70 НК РФ устанавливаются сроки направления требования об уплате налога. По общему правилу требование об уплате налога должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Однако из общего правила возможны два исключения. Требование об уплате налога может быть направлено:

— не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей (п. 1 ст. 70 НК РФ);

— в течение 20 дней с даты вступления в силу решения о взыскании недоимки по результатам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Таким образом, срок направления требования об уплате налога зависит от оснований выставления требования и размера недоимки.

Исходя из разъяснений, представленных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», требование об уплате налога может быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если недоимка возникла вследствие:

— неуплаты налога, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении (п. 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57);

— начислении пени на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового периода (п. 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57).

В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет менее 500 рублей, то срок в три месяца продлевается до 1 года.

В случае если требование об уплате налога направлено на основании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, то независимо от суммы недоимки требование должно быть направлено в течение 20 дней с даты вступления в силу решения налогового органа.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 6 информационного письма от 17 марта 2003 года N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в толковании его судами, сроки, установленные в ст. 70 НК РФ, не являются пресекательными, но нарушение налоговым органом сроков направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке. Поэтому при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения принудительного взыскания учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (п. 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57). При этом о несоблюдении сроков направления требования об уплате налога может быть заявлено налогоплательщиком в суде при оспаривании требования об уплате налога.

Стоит отменить две особенности ст. 70 НК РФ. Во-первых, несоответствие названия статьи ее содержанию. Название статьи сохранилось с первоначальной редакции НК РФ, когда положения ст. 70 НК РФ регулировали только сроки направления требования об уплате налога и требования об уплате сбора. В дальнейшем ст. 70 НК РФ претерпела несколько редакций и содержание статьи поменялось, в том числе в отношении распространения установленных ст. 70 НК РФ правил в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, и сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту. Поэтому логичным было бы изменить название ст. 70 НК РФ на «Сроки направления требования об уплате налога», точно так же, как логично изменить название ст. 69 НК РФ на «Требование об уплате налога».

Во-вторых, наличие в абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ нормы, устанавливающей обязанность налогового органа составить документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Логичнее указанную норму было бы разместить в п. 4 ст. 69 НК РФ, так как в соответствии с судебной практикой отсутствие документа о выявлении недоимки по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 года N ММВ-7-8/662@, рассматривается как еще одно основание, достаточное для отмены требования об уплате налога.

В соответствии с п. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные ст. 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, а также применяются в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту (п. 4 ст. 70 НК РФ).

»

Следующая
НалогиСроки возврата налогового вычета после сдачи декларации

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector