+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Учетная политика организации для целей налогообложения: как применяют

Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом — в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.

Понятие учетная политика для целей налогообложения» дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, — это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

общие и организационно-технические вопросы;

методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

применение аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

– выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

– идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

– оформление избранной учетной политики.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода — по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.

3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.

Это важно знать:  Какие налоги должен платить индивидуальный предприниматель без сотрудников на УСН в 2020 году

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.

5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.

7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов.

10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.

11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.

13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.

Учетная политика организации для целей налогообложения: как применяют

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.



Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п.12 ст.167 и ст.313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1. если организация решила изменить применяемые методы учета;

2. если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Это важно знать:  Освобождение от налога на имущество предпенсионеров: льготы

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

— общие и организационно-технические вопросы;

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

— распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

— применение аналитических регистров налогового учета;

— технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

— срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

— перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

— порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

— регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

— регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета — с использованием компьютерной техники либо ручным способом. [2]

Структура и состав учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит из двух разделов.

Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

1. для налога на добавленную стоимость;

2. налога на прибыль организаций;

3. налога на добычу полезных ископаемых;

5. налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

учетная политика налогообложение земельный

Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Налогового Кодекса подобных норм намного меньше.

Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

1) основная группа — это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

2) дополнительная группа — это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.

Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются. [2]

Учетная политика для целей налогообложения

Понятие «учетная политика для целей налогообложения» было введено гл.21 Налогового кодекса РФ «О налоге на добавленную стоимость». В ст.167 «Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)» НК РФ определены общие положения по формированию учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения — это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

определение налоговой базы по налогу на прибыль;

формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

распределение убытков между налоговыми периодами.

В гл.25 НК РФ не указано, на кого возложена обязанность по формированию учетной политики. Эта работа может выполняться тем структурным подразделением организации, которому поручено ведение налогового учета.

В процессе формирования учетной политики должны быть обоснованы организационно — технические и методические аспекты налогового учета:

порядок организации налогового учета;

принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

формы аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации;

способы ведения налогового учета;

другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета доходов и расходов по каждому из них.

Принятая учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Учетная политика для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации.

После принятия гл.25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ к понятию «учетная политика для целей налогообложения» добавились такие новые понятия, как «налоговый учет», «система налогового учета», «аналитические регистры налогового учета».

В учетной политике для целей налогообложения организация-налогоплательщик отражает порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными гл.25 НК РФ. Приложениями к учетной политике для целей налогообложения устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов, разрабатываемых налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и применяемых методов налогового учета в установленные законодательством сроки. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается при изменении:

Это важно знать:  Где платить налог на имущество физических лиц

законодательства о налогах и сборах — с момента вступления в силу измененных или вновь введенных норм законодательства;

применяемых методов учета — с начала нового налогового периода.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательность представления учетной политики организации для целей налогообложения и вносимых в нее изменений налоговым органам. Не определены четко состав и структура учетной политики для целей налогообложения. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно принять решение об утверждении единой учетной политики организации для целей налогообложения. На практике организации часто составляют не только единую учетную политику для целей налогообложения, но и общую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела: первый — по правилам ведения бухгалтерского учета, второй — по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, норм, правил, способов, методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде статей гл.25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики. К их числу относятся методологические приемы и способы налогового учета, приведенные в таблице.

В гл.25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения наряду с элементами учетной политики, приведенными в таблице 39.

Приведем методологические приемы и способы налогового учета доходов и расходов, не определенные в гл.25 НК РФ как обязательные элементы учетной политики организации для целей налогообложения, и варианты (условия) их применения.

Способы ведения налогового учета

Объект учетной политики Варианты применения Обоснование, НК РФ
1. Применяемый организацией метод оценки сырья и материалов, избранный ею в целях определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Метод оценки стоимости единицы запасов Метод оценки по средней стоимости Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
2. Порядок начисления амортизации основных средств 2.1. 2.2. Начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установ ленных в соответствии со ст.259 НК РФ Не начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установлен ных в соответствии со ст.259 НК РФ
3. Порядок включения в состав прочих расходов по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) расходов на освоение природных ресурсов 3.1. 3.2. Включать равномерно в течение 12 месяцев Включать равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации
4. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва
5. Метод оценки покупных товаров, на стоимость приобретения которых налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных товаров 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По средней стоимости По стоимости единицы
6. Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг при реализации или ином выбытии ценных бумаг 6.1. 6.2. 6.3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По стоимости единицы
7. Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва
8. Предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва 324.1

Перечень аналитических регистров налогового учета, применяемых организацией, приводится в виде приложения к учетной политике для целей налогообложения. Статьи 313 и 314 НК РФ определяют два возможных способа обобщения информации для целей налогообложения: 1) налогоплательщик дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета, если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, формируя тем самым регистры налогового учета; 2) ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении; наименования хозяйственных операций; подписи (расшифровки подписей) лиц, ответственных за составление указанных регистров.

В учетной политике для целей налогообложения следует также отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: с использованием компьютерных программ или ручным способом.

Контрольные вопросы

1. Из каких разделов состоит учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2. Какие документы утверждаются при формировании учетной политики.

3. Что такое учетная политика для целей налогообложения.

4. Перечислите способы ведения налогового учета.

5. Перечислите способы организации и ведения бухгалтерского учета.

»

Следующая
НалогиУчетная политика: налог на имущество в 2020 году

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector